Экология энергетики Атомные станции Атомная энергетика Первая в мире атомная электростанция. Реакторы на тепловых нейтронах Радиоактивные вещества, образующиеся при работе АЭС. Альфа-излучение

Нормы радиационной безопасности. Системы защит

Основные положения для нормирования радиационной безопасности начали разрабатываться в первой четверти ХХ в. В 1925 г. в качестве допустимого облучения принималась десятая часть дозы, вызывающая эритему (покраснение) кожи за 30 сут. В дальнейшем были разработаны научно обоснованные нормы.

В СССР в законодательном порядке были введены в действие «Нормы радиационной безопасности НРБ-76/87» и «Основные санитарные правила ОСП-72/87». В этих документах с учетом отечественного и зарубежного опыта представлены данные о воздействии ионизирующего излучения на организм человека, опыт по осуществлению радиационного контроля и проведению профилактических мероприятий на предприятиях и во внешней среде, а также правила работы с радиоактивными веществами. В указанных документах использован опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Эти же нормы сегодня действуют и в России.

Основной целью радиационной защиты является обеспечение охраны здоровья отдельных лиц, их потомства и человечества в целом и создание условий для необходимой практической деятельности при работе с источниками ионизирующего излучения. При этом в практике радиационной защиты принимается положение о том, что любые нормативы для человека и человеческой популяции одновременно гарантируют также надежность жизни всей совокупности растений, животных и микроорганизмов. Рабочие лопатки всех ступеней (кроме регулирующей) и диафрагмы оказываются наиболее нагруженными при максимальном расходе пара.

При нормировании радиационного фактора исходят из того, что основным следствием малых доз облучения является

увеличение вероятности и появления злокачественных опухолей, а также генетических (наследственных) повреждений. В основу нормирования положена концепция зависимости доза - эффект.

В рекомендациях Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ), посвященных регламентации дозовых нагрузок, основные принципы изложены следующим образом:

никакой вид использования ионизирующих излучений не должен вводиться в практику, если он не приносит реальной, «чистой» пользы;

все дозы облучения должны поддерживаться на таких низких уровнях, какие только можно разумно достигнуть с учетом экономических и социальных факторов;

эквивалентная доза облучения отдельных лиц не должна превышать предела, рекомендуемого Комиссией для соответствующих условий.

Нормы радиационной безопасности НРБ-76/87 содержат в качестве основополагающих требования, подобные основным принципам МКРЗ:

не превышать усгановленною основного дозового предела;

исключить всякое необоснованное облучение;

снижать дозы облучения до возможно низкою уровня.

Полностью исключить воздействие ионизирующего излучения на человека невозможно из-за наличия естественного радиационного фона.

Экологическое страхование

Для экологической безопасности государства и для достижения конкретных положительных результатов признано наиболее эффективным применение экономических методов регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Важнейшим общепризнанным международным принципом экологической безопаснсти является обязанность компенсации нанесенного населению и окружающей среде ущерба причинителем. В настоящее время ведется работа в законодательной сфере, направленная на усиление экономико-правовой ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды. В Гражданском кодексе Российской Федерации отмечено, что «предприятия, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающей природной среды, обязаны возместить его в полном объеме». При этом компенсация убытков от загрязнения должна проводиться за счет собственных средств предприятий, а в исключительных случаях – за счет госбюджета. В соответствии с законодательством промышленные предприятия обязаны не только конпенсировать убытки, но и предотвратить возникновение новых. Предотвращение убытков означает выполнение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения техногенных аварий. Однако в современных условиях при отсутствии необходимых средств у предприятий – загрязнителей и дефиците бюджетных ресурсов всех уровней проблема предотвращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окружающей среды не решается. Более 80% убытков, причиненных в результате техногенных аварий, вообще не компенсируется. Единственная пока возможность предотвращения и компенсации части их видится в реализации принципов системы экологического страхования.

Могут быть две формы осуществления экологического страхования – добровольная и обязательная. Добровольное экологическое страхование возникает на основе добровольно заключаемого договора между страховщиком и предприятием-страхователем. При этом порядок и условия страхования определяются страховой компанией самостоятельно. Следует заметить, что в случае добровольного экологического страхования отсутствуют какие-либо ограничения в отношении страховых сумм и ставок страховых взносов. Должно соблюдаться единственное условие: чем выше риск аварийного загрязнения, тем выше ставки страховых взносов. При этом страховые взносы уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия-страхователя .Система обязательного экологического страхования является более жесткой, нежели добровольного. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, определяющего условия и порядок проведения данного вида страхования.

Необходимым условием является наличие утвержденного на региональном, либо федеральном уровне перечня экологически опасных объектов (предприятий), подлежащих страхованию риска загрязнения окружающей среды. При данной форме осуществления страхования нормируются размеры страховых сумм и ставок страховых взносов. Причем предполагается включение страховых взносов в себестоимость продукции (работ, услуг) страхователя, что будет способствовать повышению заинтересованности предприятий в проведении экологического страхования. Следует отметить, что обязательное экологическое страхование является более эффективным, чем добровольное, так как в данном случае страхованием охватываются все потенциально опасные объекты, вследствие чего повышаются шансы пострадавших получить причитающуюся им компенсацию за причинение вреда в результате загрязнения окружающей среды. Однако в настоящее время наиболее приемлемой является добровольная форма проведения экологического страхования


Основы политики Минатома России