Инженерная графика
Физика
Атомные станции
Строймех
ТКМ
Начертательная геометрия
Экология энергетики
Сопромат
Готика
Черчение
Теплотехника
Математика

Театр

Конспект лекций
Атомная энергетика
Карта
недорогая недвижимость на северном кипре На Северном Кипре туристическая виза на 30 дней ставится в паспорт в аэропорту и может быть продлена до трех месяцев. При покупке недвижимости на Северном Кипре Вы можете получить вид на жительство на 1 год при наличии счета в банке Турецкой Республики Северный Кипр на 10 тысяч евро, которые не блокируются. Третий плюс — высокая ставка по валютным депозитам.

Основы политики Минатома России в области обеспечения экологической безопасности и мероприятия по ее реализации

М.И. Солонин, А.М. Агапов,  Г.А. Новиков, Минатома России, Р.В. Арутюнян, И.И. Линге, д.т.н., С.В. Казаков, ИБРАЭ РАН

Социально-экономическое развитие общества в ХХ веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило серьезные проблемы в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями в потреблении природных ресурсов и ограниченностью биосферы в обеспечении этих потребностей, в первую очередь с ограниченностью резервов биосферы в части приема и переработки загрязнителей.

Осознание того, что экологические проблемы носят не только местный, локальный характер, но и глобальный масштаб начало существенно влиять на экономические и политические процессы развития общества уже с 70-х годов прошлого века. В 90-х годах была сформулирована и получила международное признание философия и концепция устойчивого развития (рис.1).

Рис. 1. Формирование философии и концепции устойчивого развития

Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение социально-экономических проблем, сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются [1]: Преобразование солнечной радиации в электрический ток К концу XX столетия человечество разработало и освоило ряд принципов преобразования тепловой энергии в электрическую энергию. Их можно условно разделить на машинные и безмашинные методы. Последние часто называют методами прямого преобразования энергии, поскольку в них отсутствует стадия преобразования тепловой энергии в механическую работу.

создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Ядерным технологиям, в первую очередь атомной энергетике отводится важнейшая роль в реализации концепции устойчивого развития, как наиболее экологически приемлемого вида деятельности (табл.1).

Таблица 1.Общий ущерб здоровью от энергетических предприятий ядерного и угольного топливных циклов, отнесенных к выработке электроэнергии 1 ГВт в год.
(Онкологическая «цена» тепловой и атомной электроэнергии, М., Медицина, 2001 г.).

Виды ущерба

ЯТЦ

УТЦ

Персонал

Число несчастных случаев со смертельным исходом

0,25

4,5

Число пневмокониозов и пылевого бронхита

0,15

7,0

Население

Число случаев раковых заболеваний

0,4

200

Все причины для персонала и населения

Число случаев преждевременной смерти

< 1

212

Дальнейшее развитие ядерного энергетического комплекса России в огромной степени зависит от решения накопленных и текущих проблем в области обеспечения экологической безопасности отрасли.

Необходимо отметить, что еще в Министерстве среднего машиностроения СССР, приемником которого сегодня является Минатом России, вопросы обеспечения экологической безопасности, радиационной безопасности персонала и населения, охраны окружающей среды и рационального природопользования рассматривались как одни из важнейших предпосылок развития атомной отрасли. В тяжелейших условиях гонки вооружений в 40-х – 50-х годах, в условиях выполнения задач по созданию ядерного оружия и достижения военного паритета в области ядерных вооружений, которые в тот период были основными задачами обеспечения национальной безопасности, вопросы экологической безопасности имели второстепенное значение, да и само понятие экологии не было достаточно развито. Тем не менее, Минсредмаш СССР уже с конца 50-х годов предпринимал все возможное, чтобы демпфировать негативное воздействие первенцев атомной индустрии на население и окружающую среду, ликвидировать последствия радиационных аварий и инцидентов. Во многом благодаря инициативе и поддержке Минсредмаша СССР получили развитие научные исследования в области радиоэкологии, радиационной медицины, радиационной безопасности, которые и развивались на базе Минсредмаша СССР.

Естественно, что полностью решить накопленные в тот период экологические проблемы достаточно сложно и в третье тысячелетие Минатом России вошел с грузом этих проблем.

Социально-экономическое развитие общества в ХХ веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило серьезные проблемы в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями в потреблении природных ресурсов и ограниченностью биосферы в обеспечении этих потребностей, в первую очередь с ограниченностью резервов биосферы в части приема и переработки загрязнителей.

В проблематике обеспечения экологической безопасности можно выделить два аспекта: реальное воздействие антропогенных загрязнителей на здоровье населения и состояние окружающей среды; общественное социально-психологическое восприятие загрязнителей различной этиологии.

«Основы экологической политики Минатома России» - основной документ Министерства в области текущей и перспективной деятельности в сфере охраны окружающей среды, а также в смежных вопросах охраны здоровья персонала и населения. Цель его разработки и утверждения -определение краткосрочной и долгосрочной стратегии природоохранной деятельности предприятий Минатома России, разработка и реализация мероприятий, которые реально необходимы для решения накопленных экологических проблем, решения задач сегодняшнего дня, планомерного, поступательного и гармоничного развития отрасли в рамках стратегии устойчивого экономического и общественного развития России.

Во многих случаях, повышение эффективности вложения материально-технических ресурсов в улучшение экологической обстановки на региональном уровне может быть достигнуто не за счет мер по ужесточению ограничений радиационного воздействия, а на иных направлениях (ограничения влияния вредных химических веществ, улучшения общей санитарно-эпидемиологической ситуации, повышения уровня медицинского обслуживания, выполнения специальных социальных программ для отдельных категорий населения и др.). Методологическая база решения таких или аналогичных задач – системный анализ с использованием методов анализа и оценки риска.

Направление работ по совершенствованию нормативно-правовой базы в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды требует комментариев в связи со своей принципиальной важностью. Зачастую неадекватное регламентирование влияния загрязнителей на здоровье и состояние окружающей среды ведет только к нерациональному расходованию средств, ни коим образом не влияя на качество окружающей среды. Примеров можно привести много. И связаны они во многом с ориентацией на западноевропейские стандарты без учета экономических реалий сложившихся в нашем отечестве.

Естественно, что достижение высоких показателей безопасности не означает свертывания работ в области безопасности. Актуальной проблемой в современных условиях является поддержание достигнутого уровня безопасности и повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на обеспечение безопасности.


Системы автоматизированного контроляв районе АЭС