Экология энергетики Атомные станции Атомная энергетика Нормы радиационной безопасности Специальные меры защиты Потенциальные аварийные ситуации на АЭС Последствия радиационной аварии

Основы политики Минатома России в области обеспечения экологической безопасности и мероприятия по ее реализации

М.И. Солонин, А.М. Агапов,  Г.А. Новиков, Минатома России, Р.В. Арутюнян, И.И. Линге, д.т.н., С.В. Казаков, ИБРАЭ РАН

Социально-экономическое развитие общества в ХХ веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило серьезные проблемы в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями в потреблении природных ресурсов и ограниченностью биосферы в обеспечении этих потребностей, в первую очередь с ограниченностью резервов биосферы в части приема и переработки загрязнителей.

Осознание того, что экологические проблемы носят не только местный, локальный характер, но и глобальный масштаб начало существенно влиять на экономические и политические процессы развития общества уже с 70-х годов прошлого века. В 90-х годах была сформулирована и получила международное признание философия и концепция устойчивого развития (рис.1).

Рис. 1. Формирование философии и концепции устойчивого развития

Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение социально-экономических проблем, сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются [1]: Преобразование солнечной радиации в электрический ток К концу XX столетия человечество разработало и освоило ряд принципов преобразования тепловой энергии в электрическую энергию. Их можно условно разделить на машинные и безмашинные методы. Последние часто называют методами прямого преобразования энергии, поскольку в них отсутствует стадия преобразования тепловой энергии в механическую работу.

создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Ядерным технологиям, в первую очередь атомной энергетике отводится важнейшая роль в реализации концепции устойчивого развития, как наиболее экологически приемлемого вида деятельности (табл.1).

Таблица 1.Общий ущерб здоровью от энергетических предприятий ядерного и угольного топливных циклов, отнесенных к выработке электроэнергии 1 ГВт в год.
(Онкологическая «цена» тепловой и атомной электроэнергии, М., Медицина, 2001 г.).

Виды ущерба

ЯТЦ

УТЦ

Персонал

Число несчастных случаев со смертельным исходом

0,25

4,5

Число пневмокониозов и пылевого бронхита

0,15

7,0

Население

Число случаев раковых заболеваний

0,4

200

Все причины для персонала и населения

Число случаев преждевременной смерти

< 1

212

Дальнейшее развитие ядерного энергетического комплекса России в огромной степени зависит от решения накопленных и текущих проблем в области обеспечения экологической безопасности отрасли.

Необходимо отметить, что еще в Министерстве среднего машиностроения СССР, приемником которого сегодня является Минатом России, вопросы обеспечения экологической безопасности, радиационной безопасности персонала и населения, охраны окружающей среды и рационального природопользования рассматривались как одни из важнейших предпосылок развития атомной отрасли. В тяжелейших условиях гонки вооружений в 40-х – 50-х годах, в условиях выполнения задач по созданию ядерного оружия и достижения военного паритета в области ядерных вооружений, которые в тот период были основными задачами обеспечения национальной безопасности, вопросы экологической безопасности имели второстепенное значение, да и само понятие экологии не было достаточно развито. Тем не менее, Минсредмаш СССР уже с конца 50-х годов предпринимал все возможное, чтобы демпфировать негативное воздействие первенцев атомной индустрии на население и окружающую среду, ликвидировать последствия радиационных аварий и инцидентов. Во многом благодаря инициативе и поддержке Минсредмаша СССР получили развитие научные исследования в области радиоэкологии, радиационной медицины, радиационной безопасности, которые и развивались на базе Минсредмаша СССР.

Естественно, что полностью решить накопленные в тот период экологические проблемы достаточно сложно и в третье тысячелетие Минатом России вошел с грузом этих проблем.

Социально-экономическое развитие общества в ХХ веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило серьезные проблемы в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями в потреблении природных ресурсов и ограниченностью биосферы в обеспечении этих потребностей, в первую очередь с ограниченностью резервов биосферы в части приема и переработки загрязнителей.

В проблематике обеспечения экологической безопасности можно выделить два аспекта: реальное воздействие антропогенных загрязнителей на здоровье населения и состояние окружающей среды; общественное социально-психологическое восприятие загрязнителей различной этиологии.

«Основы экологической политики Минатома России» - основной документ Министерства в области текущей и перспективной деятельности в сфере охраны окружающей среды, а также в смежных вопросах охраны здоровья персонала и населения. Цель его разработки и утверждения -определение краткосрочной и долгосрочной стратегии природоохранной деятельности предприятий Минатома России, разработка и реализация мероприятий, которые реально необходимы для решения накопленных экологических проблем, решения задач сегодняшнего дня, планомерного, поступательного и гармоничного развития отрасли в рамках стратегии устойчивого экономического и общественного развития России.

Во многих случаях, повышение эффективности вложения материально-технических ресурсов в улучшение экологической обстановки на региональном уровне может быть достигнуто не за счет мер по ужесточению ограничений радиационного воздействия, а на иных направлениях (ограничения влияния вредных химических веществ, улучшения общей санитарно-эпидемиологической ситуации, повышения уровня медицинского обслуживания, выполнения специальных социальных программ для отдельных категорий населения и др.). Методологическая база решения таких или аналогичных задач – системный анализ с использованием методов анализа и оценки риска.

Направление работ по совершенствованию нормативно-правовой базы в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды требует комментариев в связи со своей принципиальной важностью. Зачастую неадекватное регламентирование влияния загрязнителей на здоровье и состояние окружающей среды ведет только к нерациональному расходованию средств, ни коим образом не влияя на качество окружающей среды. Примеров можно привести много. И связаны они во многом с ориентацией на западноевропейские стандарты без учета экономических реалий сложившихся в нашем отечестве.

Естественно, что достижение высоких показателей безопасности не означает свертывания работ в области безопасности. Актуальной проблемой в современных условиях является поддержание достигнутого уровня безопасности и повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на обеспечение безопасности.


Системы автоматизированного контроляв районе АЭС