Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Англия была одним из первых государств, заимствовавших готическую архитектуру Франции во второй половине 12 века. Главным фактором, предопределившим усвоение здесь нового стиля, стали тесные исторические связи между двумя этими странами.

Глубокий отпечаток на историю средневековой Англии наложил затянувшийся на века конфликт с Францией. Соперничество между этими двумя странами заметно сказалось на развитии английской готической архитектуры: с самого начала английские зодчие избрали независимый путь. Верные местным традициям, они, насколько это было возможно, сохраняли англо-нормандские строительные методы, сформировавшиеся в ходе развития англосаксонской архитектуры 10 - 11 веков, а также архитектуры Нормандии, с которой жители Британских островов стали знакомиться начиная с 1066 года. На протяжении всей готической эпохи англичане заимствовали в основном только те формы французской архитектуры, которые согласовывались с англо-нормандскими принципами. Ни разу не была воспринята вся система французской готики в целом, как это произошло, например, в Германии при возведении собора в Кельне. Французские формы всегда видоизменялись в соответствии с английскими традициями строительства. И в результате в Англии сложился самостоятельный тип готической архитектуры.

Почти все крупные английские храмы создавались в несколько этапов, и в ходе строительства планы их претерпевали видоизменения. Зачастую храм строили понемногу, как бы небольшими порциями, и, в согласии со старой англосаксонской традицией, обязательно сохраняли часть прежнего здания: считалось, что лучше добавить несколько новых частей, чем сносить почтенную старинную постройку и на ее месте начинать все с начала. В результате во многих готических храмах Англии можно обнаружить фрагменты, относящиеся к различным эпохам; бок о бок находятся части, созданные по совершенно различным планам, не имеющим между собой ничего общего.

Главные этапы развития английской готики: ранняя, “украшенная” и “перпендикулярная” готика Балетный театр на рубеже ХIХ-ХХ вв. Русская революция 1905 г. Первая мировая война. Отход от реализма в искусстве. Рождение различных модернистских течений в изобразительном искусстве, их сложность и противоречивость (П.Гоген, В.Ван-Гог, А.Матисс и др.). Развитие декадентских течений в драматургии и театре. Их влияние на хореографию.

В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, не полностью совпадающие с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы. Термины для обозначения этапов развития английской готики, которые ввел в 1817 году Томас Рикман в своем труде “Попытка стилистической классификации английской архитектуры”, не утратили своей ценности и до наших дней. Каждый из этих трех периодов начинался с заимствования какой-либо из характерных черт французской готики, которая затем трансформировалась в соответствии с местными архитектурными традициями.

Первый период - ранняя готика - датируется приблизительно 1170 - 1240 годами. На этом раннем этапе был создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора из Санса, использовавшего здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики. Второй период, приблизительно с 1240 по 1330 год, называют “украшенной” готикой. Он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались в основном на собор в Реймсе. Наконец, период “перпендикулярной” готики, последний и самый продолжительный из всех, относится приблизительно к 1330 - 1530 годам. Несмотря на то что в конечном счете “перпендикулярная” готика восходит к французскому “лучистому” стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.

Зарождение английской готики

В середине 12 века между Англией и Францией установился плодотворный культурный взаимообмен. В богатый репертуар форм английской романики стали время от времени включаться такие новые элементы, как стрельчатая арка, нервюрные своды над центральным и боковыми нефами и тонкие, изящные пилястры. Особенно важен факт заимствования нервюрных сводов. В Англии они появились впервые в 11 - 12 веках в соборе Дарема, но тогда еще использовались главным образом для перекрытия боковых нефов.

Важную роль в распространении французских идей сыграли в Англии, как и в других европейских странах, цистерцианцы. Почти от всех цистерцианских зданий в Англии сохранились лишь руины. Церковь аббатства Рош, построенная в 1165 - 1170 годах, очень близка образцам Северной Франции, в первую очередь - Пикардии. Преобладает стрельчатая форма арки; опорные столбы состоят из килевидных в плане пилястров с острыми ребрами, иногда поднимающихся вплоть до уровня пяты свода. Все это здание было перекрыто нервюрными сводами. Особенно характерен высокий трифорий с глухими стрельчатыми арками.

Но еще более важным фактором развития ранней готики в Англии являлись епископы-заказчики. Поддерживая тесные контакты с континентом, они стимулировали включение французских архитектурных новшеств в проекты английских храмов. Самым выдающимся из них был архиепископ Йоркский, Роже Понт ль'Эвек (1154 - 1181). Вскоре после вступления в должность он заказал реконструкцию хора собора в Йорке; однако впоследствии хор этот был разрушен, и известен он нам только по результатам раскопок. Однако в уменьшенном варианте он дошел до наших дней в состав собора в Рипоне; хор этого собора был построен по плану архиепископа Роже и датируется периодом между 1160 и 1175 годами.

История архитектуры – это история средств, с помощью которых мы пытаемся навести порядок в нашем бесконечно интересном, но в то же время беспорядочном мире и понять его смысл. Все мы живём и работаем в зданиях. И нет причин отказывать любому из них – от самого скромного до самого фешенебельного – в праве воодушевлять нас хотя бы своими деталями: поворот лестницы; лучи света, рисующие на полу таинственные узоры; материалы, прохладные на ощупь даже в самый жаркий день; ритм аркады; изобретательная конструкция купола…
Архитектурные формы барокко