Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Часовня королевского колледжа.

Часовня Королевского колледжа представляет собой часть университетского колледжа, основанного Генрихом 6 в Кембридже в 1441 году. После смерти короля в 1471 году работы продвигались медленно. И лишь после того как в 1508 году Генрих 7 вновь обратил внимание на этот проект и выделил в завещании средства на строительные работы, в 1515 году часовня наконец была завершена.

Эта часовня – поистине идеальное воплощение “перпендикулярного” стиля. Стены здесь практически исчезли, трансформировавшись в стеклянные поверхности. Только в нижней части сохранилась сплошная стена, но и она покрыта ажурной решеткой. Узкие секции нижней части стены задают общую вертикальную устремленность интерьера, увлекая взор посетителя вверх, к самым сводам. Своды этой часовни, сооруженной на последнем этапе строительства колледжа, в начале 16 века, по праву считаются вершиной развития средневековой системы перекрытий. Здесь на огромном пространстве протяженностью в 12,66 м использована встречающаяся только в Англии уникальная техника перекрытия – веерный свод. Эта форма свода была разработана и воплощена уже около 1360 – 1370 годов в клуатре собора Глостера, но ранее ее использовали лишь в небольших по размерам строениях. Веер формировался благодаря тому, что тьерсеронный свод с его пальмообразным узором нервюр объединялся с панелями, типичными для “перпендикулярного” стиля. В базовом виде веерные своды представляют собой ряды усеченных конусов, расположенных вверх основаниями; эти воронкообразные поверхности соприкасаются между собой на продольном ребре сводов и опираются на поперечные арки. Конусы отделаны ажурными панелями, которые становятся все более узкими по мере удаления от вершины свода. Вертикальные линии таких сводов напоминают лучи “окна-розы”. В результате образуется весьма сложная, но тем не менее четко структурированная форма. Ажурные украшения и панели, прежде охватывавшие только стены и окна, теперь распространились и на свод. В часовне Королевского колледжа мастера поздней английской готики создали абсолютно единообразное архитектурное пространство, не имеющее себе равных во всей Европе. Формообразование в дизайне Рождение абстрактного искусства

С технической точки зрения позднеготические английские веерные своды – это подлинный шедевр. Они уже не делятся на нервюры и лопасти, как традиционные своды, а состоят из отдельных, но словно бы перетекающих друг в друга каменных плит. Ажурные узоры вырезаны прямо на этих плитах. Пространства между конусами перекрыты горизонтальными плитами, каждая из которых в часовне Королевского колледжа весит около полутора тонн.

Может показаться, что после Кембриджа дальнейшее развитие готического стиля уже немыслимо. Однако Генрих 7 так не считал. Он приказал переоборудовать капеллу Богоматери в Вестминстерском аббатстве, которая затем стала его усыпальницей, и вдвое удлинить хор, выстроенный при Генрихе 3. Снаружи и внутри капелла Генриха 7 целиком состоит из великолепно орнаментированных панелей; едва ли мы найдем здесь хотя бы один участок поверхности, не заполненный ажурным декором.

В структуре интерьера снова доминирующую роль играет свод. Но если в Кембридже само строение свода четко различимо, то здесь оно почти незаметно из-за богатого разнообразия форм. Веерный свод в вестминстерской капелле украшен орнаментной отделкой в виде подвесок. Количество конусов в этой структуре возросло, вдоль центральной линии сводов расположился эффектный дополнительный ряд “воронок”, свисающих с потолка без всякой опоры. Технические приемы, позволившие создать этот шедевр, тщательно замаскированы: поперечные арки как бы растворяются в потолке свода, а распор их передается на наружные контрфорсы. Благодаря этому усиливается впечатление невесомости перекрытия; а поскольку ажурный орнамент вырезан прямо на каменных панелях, то сама поверхность свода как бы исчезает и кажется всего лишь затененным фоном для изысканных узоров.

Капелла Генриха 7 в Вестминстерском аббатстве стала последним шедевром английского средневекового искусства. В центре этой капеллы, за облицованной панелями перегородкой, помещена гробница Генриха 7, которую создал итальянский скульптор эпохи Ренессанса Пьетро Торриджано.

 

 

Заключение

Английские готические соборы в целом больше консервативны, чем с французские. Английский собор сохранил большую преемственность от романского периода, в том числе более массивные стены и столбы. Своды его ниже, так что динамика интерьера в его устремленности к алтарю и вверх здесь выражены гораздо сдержаннее. В них меньше отваги и величия, чем во французских, однако они демонстрируют первоклассные образцы средневекового мастерства. У них удлиненные пропорции в плане, и в них, как правило, имеются два трансепта, что во Франции представлено только в романском аббатстве Клюни. В Англии преобладал цистерцианский тип прямоугольного завершения в противоположность полукруглым шеве, характерным для Франции. При взгляде издали английские соборы явно выигрывают перед с французскими, потому что они обычно не закрыты другими строениями, а французские кафедральные соборы как правило заслонены соседними зданиями со всех сторон, кроме западного фасада. Башня над средокрестием занимает в английском соборе главное место, обозначая собой мощную вертикаль, вокруг которой группируются прочие элементы. Западный фасад играет подчиненную роль, входные двери относительно невелики, фланкирующие башни слабо обозначены. Во Франции западный фасад выделен мощной акцентировкой башен, горизонтальными галереями и утопленными порталами. Крытые обходные галереи-клуатры, часто встречающиеся в Англии, когда-то были характерны и для Франции, но там они были почти повсеместно уничтожены.

В Англии сложился самостоятельный тип готической архитектуры.

Древняя Греция – колыбель европейской архитектуры. Представленные здесь формы использовались целыми поколениями архитекторов во всём западном мире. Греческая архитектура и по прошествии 2500 лет со времени своего расцвета не утрачивает мощи, благородной красоты и внутренней простоты, хотя и выглядит близкой и знакомой. Рассмотрим некоторые элементы греческой архитектуры, которая отличалась очень искусной и стильной декоративностью.
Архитектурные формы барокко