Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Кафедральный собор Рипона.

Здесь с удивительной точностью скопированы хоры раннеготических французских храмов - таких, как соборы в Нуайоне или Лане. Пучки колонн, выдержанные в изящных пропорциях, служат опорами для стрельчатых арок аркады и необыкновенно тонкой (для Англии) стены центрального нефа. Опоры свода опираются на отдельные кронштейны, расположенные строго над пучками колонн; каждая из них состоит из пяти пилястров и весьма гармонично сочетается с нервюрным сводом, который с самого начала фигурировал в архитектурном плане, однако выстроен был лишь позднее, из дерева. Трифорий, впоследствии застекленный,

также согласовывался с французской традицией. Двойные стрельчатые окна с общим средником обрамлены двумя глухими окнами в стрельчатых арках. Этот мотив вскоре появится и в других постройках на севере Англии, в том числе в аббатстве Байленд и монастыре Тайнмут. Однако верхний ярус центрального нефа в Рипоне с группами по три арки и коридором вновь выдержан в англо- нормандских традициях. Фараоны Среднего Царства отказались от сооружения пирамид, и возник новый ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Ансамбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-аль-Бахри. Самые знаменитые из них – храмы Ментухотепа и царицы Хатшепсут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вырублен в скалах, вход в храм фланкировали 20-метровые скульптурный изображения Рамсеса II. 

В южных областях Англии культурный взаимообмен с Францией происходил еще активнее, ибо с континентом поддерживались постоянные связи через Ла-Манш. Влияние ранней французской готики особенно заметно в постройках, возведенных при епископе Винчестерском Генрихе Блуа (1129 - 1171); пример тому - странноприимный дом Святого Креста в Винчестере. На западе же Англии развивался оригинальный тип раннеготической архитектуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Собор в Вустере.

 Впервые он проявился в структуре двух западных пролетов центрального нефа собора в Вустере. Однако здесь еще сильны романские традиции, поскольку эти пролеты появились в результате ремонта старинной части здания, проведенного после того, как в 1175 году обрушилась башня. Так, в Вустере мы все еще обнаруживаем чрезвычайно массивную mur epais, высокую галерею, задняя стена которой является конструктивным элементом здания (как в трифории), и уже знакомый нам коридор в верхнем ярусе центрального нефа. Однако бросаются в глаза и несомненно новые элементы: стрельчатые арки наряду с полукруглыми; вертикальные пучки пилястров, выступающих из опорных столбов и поддерживающих нервюрный свод (позднее обновленный), и, самое главное, расчленение опорных столбов, аркад и пилястров на множество тонких колонок и профилей. Особенно декоративен средний ярус со скульптурными розетками и стеной, расщепленной на несколько слоев, выступающих уступами друг из-за друга.

История архитектуры – это история средств, с помощью которых мы пытаемся навести порядок в нашем бесконечно интересном, но в то же время беспорядочном мире и понять его смысл. Все мы живём и работаем в зданиях. И нет причин отказывать любому из них – от самого скромного до самого фешенебельного – в праве воодушевлять нас хотя бы своими деталями: поворот лестницы; лучи света, рисующие на полу таинственные узоры; материалы, прохладные на ощупь даже в самый жаркий день; ритм аркады; изобретательная конструкция купола…
Архитектурные формы барокко