Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Влияние собора в Кентербери на развитие английской готики

В 70-х годах 12 века название Кентербери было у всех на устах. Ведь в 1170 году слуги короля Генриха 2 убили архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета (1118 - 1170) в его собственном соборе. И уже в 1173 году, как только Бекет был канонизирован папой, началось паломничество к его могиле. А всего год спустя, в 1174 году, собор в Кентербери сгорел дотла, и далеко не все поверили, что это произошло случайно. Зато реконструкция хора повлекла за собой разработку архитектурного проекта, какого в Англии не видели уже много лет. Правда, поначалу монахи кафедрального монастыря в типично английском духе хотели сохранить то, что осталось от старого здания, с наибольшей полнотой. Однако они все же оказались восприимчивы к новым веяниям и устроили конкурс среди архитекторов. Победил француз - Вильям из Санса. Джервас, один из кентерберийских монахов, составил отчет о строительных работах вплоть до завершения хора в 1184 году, и этот отчет стал для нас одним из главных источников сведений о конструкции средневековых зданий. ШТЕРЕНБЕРГ, ДАВИД ПЕТРОВИЧ (1881–1948), русский художник, представитель постфутуристического изобразительного искусства России, переходного от авангарда к «тихому искусству» середины 20 в. Родился в Житомире 14 (26) июля 1881 в семье предпринимателя. Учился в частной студии в Одессе (1905). Как член Бунда вынужден был выехать за границу (1907), поселился в Париже, где занимался в академии Витти и жил в колонии художников «La Ruche» («Улей»).

Вильяму из Санса удалось разместить новое здание собора в границах старых стен, только удлинив при этом хор. В результате в Кентербери появилась первая из готических пристроек к хору, позднее столь часто встречающихся в образцах английской храмовой архитектуры. Однако в других отношениях монахи остались бескомпромиссны. Они потребовали сохранить в неизменном виде романскую крипту, а это предопределило размеры интервалов между опорными столбами в хоре над ней. Как и в старом здании, круглые в плане опорные столбы следовало чередовать с квадратными. Новый центральный неф не должен был превзойти по высоте старый; кроме того, в верхнем ярусе нефа требовалось сделать традиционный коридор. И все же Вильям из Санса приложил все усилия, чтобы создать собор по образцу французского, в стиле, принятом на его родине.

В первой по времени создания части нового собора - западном хоре для монахов - он по возможности уменьшил толщину и увеличил высоту опорных столбов, чтобы добиться изящных, вытянутых по вертикали пропорций. Для галереи он спроектировал аркаду со сдвоенными арками по образцу аркады собора в Сансе, хотя и более “скученную”, поскольку в Кентербери интервалы между опорными столбами пришлось сделать гораздо более узкими, чем в Сансе. Кроме того, зодчий придал новую форму многим пилястрам типа en-delit, распорядившись высечь их из темного мрамора, как это было принято на северо-востоке Франции. Четвертый ярус - трифорий во французском стиле - добавить не удалось из-за малой; высоты центрального нефа. Вильям сконструировал шестилопастные нервюрные своды французского типа, но опорой для них послужили всего лишь аркбутаны довольно незначительной толщины. Зато в восточном трансепте и в санктуарии он позволил себе зайти дальше в своих экспериментах и в первую очередь увеличил число окружавших опорные столбы пилястров из пурбекского мрамора. Блистательное великолепие этих пилястров, по-видимому, вселило энтузиазм в заказчиков собора. Однако затем случилось несчастье. В 1178 году Вильям упал со строительных лесов, и ему пришлось вернуться во Францию. Проект завершил его тезка-англичанин.

При англичанине Вильяме была возведена самая необычная часть собора в Кентербери: капелла Святой Троицы, которая располагается за алтарем в полукруглой апсиде с деамбулаторием и ведет к так называемому венцу - почти круглой в плане центральной капелле. Обе эти капеллы предназначались для отправления культа святого Томаса Бекета. Его усыпальница была помещена в капелле Святой Троицы - самой высокой части здания; в венце же разместили как священную реликвию его голову, отделенную от прочих останков. Эти капеллы стали декоративным средоточием нового здания: их украшают великолепные двойные колонны из разноцветного мрамора и огромные витражи с красочным изображением чудес, совершенных святым Томасом. Конструктивных новшеств здесь еще больше, чем декоративных: галерея,видоизменившись, превратилась в подлинно французский трифорий, а вдоль внешних стен расположились отделенные от них высокие, тонкие опоры, создающие “каркасный” эффект.

Несмотря на то что новый кентерберийский хор возводился в весьма специфических условиях, он стал чрезвычайно влиятельным и предопределил развитие английской архитектуры как минимум на семьдесят пять лет вперед. Одной из причин его необыкновенной притягательности был процветающий культ Томаса Бекета. Почитание этого святого привлекало в усыпальницу Бекета множество паломников. Во всех прочих крупных храмах страны, где покоились останки других святых, пытались добиться того же эффекта. В результате под влиянием нового архитектурного стиля Кентербери по всей Англии возникло множество новых хоров, ознаменовавших собой первый этап развития английской готики.

История архитектуры – это история средств, с помощью которых мы пытаемся навести порядок в нашем бесконечно интересном, но в то же время беспорядочном мире и понять его смысл. Все мы живём и работаем в зданиях. И нет причин отказывать любому из них – от самого скромного до самого фешенебельного – в праве воодушевлять нас хотя бы своими деталями: поворот лестницы; лучи света, рисующие на полу таинственные узоры; материалы, прохладные на ощупь даже в самый жаркий день; ритм аркады; изобретательная конструкция купола…
Архитектурные формы барокко