Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

В эпоху Итальянского Возрождения и особенно в стиле Барокко, так много общего имеющем" с Готикой, мы увидим противоположный принцип - максимализации, когда миниатюрные элементы орнамента увеличиваются до невероятных размеров и начинают определять облик архитектуры. Интересной особенностью готического искусства, отражающей полярность его устремлений (к иллюзорным формам и абстрактным идеям), является одновременное существование двух типов орнамента: натуралистического (растительного) и абстрактного (геометрического). Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Помимо традиционной символики, их живучесть объясняется способностью одинаково хорошо ложиться на капители и колонны, обвивать карнизы и вимперги. Готическая динамика и пластичность отразилась в «крестоцветах», распускающихся наподобие фантастических цветов на вершинах шпилей и (в перевернутом виде) свисающих со сводов. По ребрам пинаклей, карнизов, аркбутанов цепочками тянутся «краббы», растительные формы типа бутонов, или каких-то странных наростов, издали действительно напоминающие копошащиеся живые существа. Рядом, как будто из другого мира, располагается геометрический орнамент масверк (нем. maЯwerk - «чертежная работа») - расчерченные по линейке и циркулю круги, дуги, арки. И вдруг, неожиданно, разрушая ограниченные представления о готическом искусстве, в XIV-XV вв. появляется нежный и пластичный мотив «готических складок». Резные филенки из дерева с таким мотивом украшают мебель, используются для обшивки стен.

Книжная миниатюра Готики, в сравнении с романской, характерна включением тончайшего, хоть и «колючего», растительного орнамента, похожего на античный акант, а строгий романский шрифт - каролингский минускул - сменяется причудливой вязью готического. Эпоха Готики замечательна расцветом светской куртуазной культуры; рыцарские идеалы, вынесенные из Крестовых походов - отвага, самопожертвование и преклонение перед женщиной, - вместе с уважением к древней культуре Востока звучат в темах лирической поэзии, миннезанге, сочинениях трубадуров. В живописи появляется портрет. В этом смысле Готика, не обращаясь к античности, подготовила эпоху Возрождения с ее гармоничным соединением красоты тела и полета души. В английской готике период наивысшего развития стиля характеризуют термином «tracery» (англ, «узорчатость, разводы»), означающем качество «вибрирования, колебания стены» от игры световых лучей на тончайшем кружевном орнаменте. В середине XIV в. это же качество отмечается в германской готике; вначале подобный стиль именовали «Sondergotik» (нем. «странная, особенная, готика»), затем появилось название «Spatgotik» (нем. «поздняя готика»). В начале XIX в. французский историк Ш.-В. Ланглуа предложил термин «gothique flamboyant» (франц. «пламенеющая готика»). Стиль поздней «пламенеющей готики» называют также маньеризмом средневекового искусства (термин возник от характерных для 1350-1550-х гг. закрученных фиал и шпилей, напоминающих языки пламени). Борис Николаевич Яковлев (1890—1972). Российский живописец-пейзажист, Народный художник России (1962), член-корреспондент АХ СССР (1958). Лауреат Сталинской премии (1949). Член Ассоциации художников революционной России (выступал одним из организаторов АХРР в 1922 г).

Готические формы продолжали использоваться в период проторенессанса и в ренессансной Италии севернее Рима - во Флоренции, Милане, Пизе, Сьене, Венеции, Падуе, Мантуе, Ферраре. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко», или «барочная готика». В этих странах влияния итальянского Маньеризма и Барокко XVI-XVII вв. прививались не на классические, а на готические традиции, игравшие в данном случае роль национальных. Несмотря на своеобразие отдельных течений и региональных школ, готический стиль 1390—1430-х гг. стал общеевропейским. По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной (нехудожественной) задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции, этот стиль вышел за границы рациональности - в высоты духа.

Готика превратилась в мистический, иррациональный стиль художественного символизма. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. По контрасту - их увидели в античности. Так Готика подготовила Ренессанс. Однако на этом история готического стиля не закончилась. Уже в первой трети XVI в. в искусстве Италии наблюдался возврат к готическим формам. В середине XVIII в. возник стиль Неоготики в Англии, несколько позднее - во Франции; в начале XIX в., в русле движения «национального романтизма» — в Германии. В 1830-1850-х гг. неоготический стиль сформировался в России. Однако еще ранее, в 1666 г., архитектор английского Классицизма К. Рен в плане реконструкции Лондона предусматривал строительство четырех церквей «в национальном готическом стиле». Готические формы возрождались в английском «викторианском стиле» второй половины XIX в. Неоготика стала одним из стилистических течений искусства периода Модерна рубежа XIX-XX вв. Традиционный стиль английского «готического дома» в Англии и США называли «survival» (англ, «выживание»), стиль Неоготики -«revival» (англ, «возобновление»). История изучения готического искусства начинается в конце XVIII в. Если К. Рен придерживался версии арабского, «сарацинского» происхождения Готики, то И. Гёте, осматривая в 1770 г. Страсбургский собор, назвал его «чистым изобретением германского гения». В статье «О немецкой архитектуре» (1772) Гёте восторженно писал о величии и оригинальности готических соборов (хотя и не видел в них «красоты» согласно канонам Классицизма). Немецких романтиков привлекала в готической архитектуре иррациональность, «биоподоб-ность... и бесконечность внутреннего формирования».

Писатель-романтик Л. Тик описывал Страсбургский собор как «дерево с сучьями, ветвями и листьями, вздымающее свои каменные массы до самых туч... символ самой бесконечности». Ф. Шлегель посвятил этой теме книгу «Основания готической архитектуры» («Grundzuge der gotischen Baukunst, 1804-1805). Вместе с С. Буассере, немецким архитектором французского происхождения, Ф. Шлегель ездил в Париж для изучения готического искусства. В книге «История и описание собора в Кёльне» («Geschichte und Beschreibung des Domes von Koln», 1821-1823) С. Буассере утверждал германское происхождение Готики. Такая точка зрения существовала длительное время. С. Буассере принадлежит также идея завершения башен недостроенного Кёльнского собора по найденным подлинным чертежам. В 1814 г. писатель-романтик И. Гёррес призывал достроить Кёльнский собор, считая это «делом чести германской нации». Возведение двух ажурных шатров над башнями западного фасада осуществлено по проекту архитектора Ф. фон Шмидта в 1842-1880 гг. Немецкий художник и писатель И. Д. Фьо-рилло в 1810-х гг., также восторгаясь германской Готикой, предложил даже заменить термин «gotik» на «teutsche» («тевтонский»), хотя уже в 1890 г. был установлен факт первого появления нервюрного свода во Франции, в Сен-Дени. Французский историк искусства Л. Куражо в лекциях, прочитанных им в 1890-1896 гг. в Школе Лувра, утверждал, что готическая архитектура представляет собой «воспоминание о более древних деревянных постройках кельтов» и является результатом переосмысления франками архитектурной конструкции.в стремлении к большей освещенности в условиях севера.

В 1914 г. в результате немецкой бомбардировки сильно пострадал Реймский собор. Немецкий исследователь В. Фёге, сотрудник Берлинских музеев, автор труда о франкском происхождении Готики «У истоков монументального стиля средневековья» («Die Anfange des monu-mentalen Stiles in Mittelalter», 1894), был так потрясен этим событием, что попал в психиатрическую лечебницу и смог вернуться к работе только в 1930 г. В 1960 г. исследование о Готике опубликовал П. Франкл, подчеркнув символический смысл средневековой архитектуры. Названия больших исторических стилей имеют долгую жизнь, в течение которой их содержание расширяется настолько, что выходит за границы начального значения термина. Это относится к таким понятиям, как Классицизм, Романтизм, Барокко; справедливо и в отношении Готики. Помимо конкретно-исторического значения слово «готика» со временем стали использовать в качестве эпитета.

«Готическими» в древнерусской архитектуре называли столпообразные шатровые храмы XVI в., памятники годуновского классицизма. «Готический экспрессионизм» находят в иконах новгородской школы. «Готические элементы» присутствуют в архитектуре колониального стиля, в немецком Бидермайере и стиле хаймат-кунст. Готика становится предметом стилизации и пародирования. Одна из картин американского художника Г. Вуда, стилизованная под примитив, с юмором названа «Американская готика». Американские небоскребы по моде 1980-х гг., как в начале XX в., включают декоративные «готические» элементы. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх неизбежно ассоциируется в наших представлениях с Готикой, настолько сильным оказался образ, созданный готами более шести веков назад.

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
Архитектурные формы барокко