Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Ранняя английская готика: три стиля

Линкольн и Северная Англия

Одним из первых крупных храмов, возведенных вслед за собором в Кентербери, стал собор в Линкольне, реконструированный после землетрясения 1192 года. Как и в Кентербери, в проект этого здания были включены два трансепта, деамбулаторий (первоначально - с отделенной центральной капеллой), трехъярусный профиль и - первоначально - шестилопастные своды. Однако каждый из этих элементов был усовершенствован. Мастер-каменщик, работавший в Линкольне, явно стремился использовать все доступные архитектурные формы, при этом не повторяясь. В результате собор стал своего рода испытательным полигоном, более всего обогатившим английскую готику. Многим последующим поколениям архитекторов предстояло черпать идеи из представленного здесь широчайшего репертуара форм.

Особенно своеобразной стала первая по времени создания часть этого храма - хор, получивший имя в честь своего заказчика, епископа Хью из Авалона. Спроектирован этот хор был около 1210 года мастером-каменщиком по имени Джеффри (в качестве места его рождения указан населенный пункт Нуайе; не вполне ясно, какому государству он принадлежал, - Англии или Франции). В целом новое здание собора оказалось - как снаружи, так и внутри - более пышным и разнообразным, чем в Кентербери, и преподнесло прихожанам такие сюрпризы, как, например, пилястры с капителями, украшенными краббами. Но самыми важными новшествами линкольнского хора, благодаря которым он главным образом и прославился, стали синкопированная двухслойная глухая аркада и так называемые “безумные своды”.

Количество лопастей в сводах хора Джеффри увеличил с шести (как было в Кентербери) до восьми. При этом каждый свод был разделен несимметрично: диагональные нервюры, расположенные друг напротив друга, расщеплены вдоль и сходятся в точках, находящихся к востоку и к западу от центра пролета. В результате образуется вытянутый ромб, простирающийся по диагонали от одного угла пролета к другому. Другие две противолежащие нервюры изгибаются так, что приходят в те же точки пересечения, формируя У-образную фигуру. Через центры всех сводов проходит параллельно стенам еще одно ребро, объединяющее своды в непрерывную последовательность. Это сложное сооружение стало первым масштабным и богато декорированным нервюрным сводом английской готической архитектуры. Оно служит наглядным свидетельством отважного экспериментаторского духа, присущего его создателю. Хронист того времени сравнивал этот свод с крыльями птицы.

В проекте центрального нефа собора Линкольна другой, не менее одаренный архитектор подытожил новаторские достижения своего предшественника. Опорные столбы здесь отстоят друг от друга довольно далеко. Использованы две формы пилястров из пурбекского мрамора: первые два опорных столба окружены пилястрами одного типа, следующие два - другого и так далее. Вообще декор нефа отличается высочайшим мастерством. Капители и консоли украшены английским “жестким” растительным орнаментом, в котором переплетены стилизованные бутоны, а листья и цветки словно бы клонятся под ветром. И здесь обращает на себя внимание структура сводов. Через все своды параллельно стенам нефа тянется продольное ребро. От каждой пяты свода веером поднимаются кверху семь нервюр, которые смыкаются с противолежащими нервюрами на продольном ребре. “Безумные” идеи хора Сент-Хью обрели в центральном нефе систематичное воплощение, еще более яркое, чем в хоре. Кроме поперечных и диагональных, здесь использованы дополнительные нервюры - так называемые тьерсероны, или тройные нервюры. Среднее ребро тьерсерона соединяется с укороченными парами поперечных нервюр, так что образуется звездообразная фигура. Этот первый в Европе звездчатый нервюрный свод был завершен, по-видимому, к 1237 - 1239 годам. Правда, при взгляде на весь потолок, а не на отдельный свод, звездчатый орнамент различим не слишком отчетливо. Зато границы пролетов как бы исчезают, и ребра, идущие от стен к центру свода, образуют крупномасштабный, четкий узор.

Непосредственное заимствование идей, впервые воплощенных в архитектуре собора в Линкольне, происходило в Северной Англии, где на рубеже 12 - 13 веков имел место настоящий строительный бум. За сравнительно короткое время здесь возникло множество новых соборов, коллегиальных и монастырских церквей. Реконструкция хоров превратилась в настоящее соревнование между зодчими. Красочные пилястры типа en-delit использовались в готической архитектуре Северной Англии довольно редко, так как достать здесь пурбекский мрамор, добывавшийся на южном побережье, было нелегко. Опорные столбы, как правило, имели форму пучков колонн. Заказчики нередко обходились без каменных сводов, довольствуясь деревянными потолками. Зато здесь уделяли особое внимание восточным фасадам и фасадам трансептов. Поскольку стены центрального нефа имели равную высоту по всей протяженности вплоть до восточной стены, то в Северной Англии появилось множество построек с весьма впечатляющими, устремленными ввысь плоскими восточными фасадами. На таких фасадах размещали один над другим несколько рядов высоких ланцетовидных окон - как, например, в бенедиктинском аббатстве в Уитби. При этом высота нижнего ряда окон соответствовала высоте аркады центрального нефа; высота среднего ряда равнялась совокупной высоте аркады и верхних окон центрального нефа; верхний же ряд окон восточного фасада служил украшением фронтона. Лучшим образцом североанглийских конструкций такого типа считается фасад северного трансепта кафедрального собора в Йорке, возведенного около 1234 - 1251 годов. Над глухой аркадой здесь поднимаются пять необыкновенно высоких и узких ланцетовидных окон, занимающих почти всю площадь стены; это и есть знаменитые “Пять сестер”.

История архитектуры – это история средств, с помощью которых мы пытаемся навести порядок в нашем бесконечно интересном, но в то же время беспорядочном мире и понять его смысл. Все мы живём и работаем в зданиях. И нет причин отказывать любому из них – от самого скромного до самого фешенебельного – в праве воодушевлять нас хотя бы своими деталями: поворот лестницы; лучи света, рисующие на полу таинственные узоры; материалы, прохладные на ощупь даже в самый жаркий день; ритм аркады; изобретательная конструкция купола…
Архитектурные формы барокко