Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Оценка процессов, происходивших в XX веке в области пластических искусств на обширной территории страны, которая занимала одну шестую часть суши нашей планеты, задача не из простых. Она усложняется тем, что страна на протяжении последнего столетия дважды меняла свое имя, а за сменой имени стояли резкие изменения исторического пути. Российская империя, СССР, Российская Федерация – посвященный изобразительному искусству текст разворачивается на этом фоне. Центральное место в нем по продолжительности и новизне проблематике занимает СССР, его история охватывает 70 лет ушедшего в прошлое столетие. 

 Каждое из прошедших десятилетий выдвинуло мастеров, чье творчество отразило основные интересы времени. Конечно, когда речь идет о больших дарованиях, трудно сказать, какие черты художник воспринял извне, а какие придал эпохе сам. Эпоха выдвигает талант, дает ему инициативу, но художник в свою очередь придает ей черты своей индивидуальности, метит навсегда своими произведениями, оставляя будущему некий образ уходящего времени.

 1 января 1901 года – начало XX века, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство XX века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль XX века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том, что эта эпоха вообще не знает общеобязательного, стиля искусства XX века, и попытки сразу сформулировать тотальные свойства такого стиля были бы крайне неосмотрительны. Тем более ненадежны представления о том, что XX век коренным образом изменил всю природу искусства, положив непроходимую границу между старым и новым искусством, которое отныне и навечно стало развиваться по невиданным ранее законам. Обычно такие суждения выводятся из наблюдений над каким-либо одним движением искусства XX века, которому легкомысленно придается абсолютное значение. Здесь сказываются и своего рода оптические ошибки, которые свойственны наблюдателю, погруженному в течение современных ему процессов и обозревающему их, так сказать, изнутри. Разумеется, никто не гарантирован от подобных аберраций, а сами они образуют неотъемлемую часть самосознания современной художественной культуры. Опытом такого самосознания служат и „Истории искусства XX века", кем бы они ни были написаны. XX век еще не закончился, и истории его искусства категорически противопоказаны попытки дать окончательные суждения о процессах, которые не завершились еще пока в самой жизни искусства, а подчас не проявили еще с достаточной ясностью смысл своего движения.

 За исходную предпосылку в этом случае справедливее всего было принять следующий тезис: искусство 20 века - искусство переломное, а не просто старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. Наивным было бы видеть в нем либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности и остается лишь ждать созревания плодов, или же, в наиболее сложных случаях, - превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Старое и новое не располагаются в истории искусства 20 века в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время.

Мир искусства

Художественная жизнь начала XX в. Являет сложную и пеструю картину. Словно в калейдоскопе, сменяются стили и направления, рождаются все новые группировки, каждая из которых утверждает свое искусство в яростной борьбе с другими. В своих произведениях художники стремятся отразить не реальную среду в ее узнаваемых («жизнеподобных») формах, а создать свой собственный, неповторимый мир.

 Безусловно, XX столетие одержимо идеей новизны. Творчество художника отныне сродни изобретательству, мастера свободно экспериментируют с различными материалами.

 Теперь «холстом» для живописца могут стать тело человека и экран компьютера, а скульптор может создать произведение из выброшенных на свалку предметов, которым он дает новую жизнь.

 Передвижники стремились изображать современную им действительность реалистическими средствами. Новое поколение художников старалось передать современность не прямо, а косвенно. Художественный язык искусства все более усложняется.

 Новые объединения. На протяжении многих веков художники объединялись в гильдии, союзы, общества, чтобы помогать друг другу. В России с середины XVIII в. До 180-х гг. лишь Академия художеств защищала интересы своих выпускников. Она была и учебным заведением для художников, и организатором выставок; решала вопросы о представлении служебных квартир, назначении пособий, зарубежных поездках. Художники, оказавшиеся вне круга академических мастеров, влачили жалкое существование. Перед объединением художников в России стало Товарищество передвижных художественных выставок, организованное в 1870 г. Долгие годы передвижники были единственной альтернативой Академии. На рубеже XIX-XX столетий картина стремительно меняется. Возникает множество художественных объединений, течений, группировок. Спектр направлений самый пестрый – от классики до авангарда. Стремление художников отражали названия новых объединений: «Мир искусства» (тяготение к синтезу различных искусств); «Голубая роза» (тоска о несбыточных мечтах) и даже «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», уже своим именованием шокировавшие публику. Объединение «Мир искусства» образовалось в 1898 – 1899 гг. в Петербурге. Его основателями были С.П.Дягилев, театральный деятель и художник, и А.Н. Бенуа, художник и крик. Участники «Мира искусства» заявили, что художник должен быть свободен от злобы дня. Они упрекали передвижников в чрезмерном пристрастии к политическим темам. По их мнению, художник поклоняется не идее, а только красоте, которую современный мир давно утерял. Объединение выпускало богато иллюстрированный журнал «Мир искусства». Вокруг него объединились лучшие мастера книжной иллюстрации, графики, создавшие классические образцы книжного оформления, например, иллюстрации А.Бенуа к «Медному всаднику» А.С.Пушкина, М.Добужинского к «Белым ночам» Ф.Достоевского, Е.Лансере к «Хаджи-Мурату» Л.Толстого. Значительной заслугой объединения стало открытие заново старого русского искусства, новая оценка творческого наследия Д.Левицкого, Ф.Рокотова, А.Венецианова и его учеников, которое было к тому времени основательно забыто. В 1905 г. С.Дягилев осуществляет грандиозный проект – открывает в Таврическом дворце выставку, на которую были собраны портреты всей России, из музеев, императорских дворцов, помещичьих усадеб, купеческих особняков. Таким образом, на этой выставке перед зрителями предстала в лицах русская история со времен Петра I и до начала XX в. Выставка стала настоящим откровением и имела оглушительный успех.

 Русские сезоны. Окрыленные этим успехом «мирискусники» решили познакомить с русской культурой западную публику. Первым шагом стало открытие в Париже выставки «Два века русской живописи и скульптуры», которая поразила французов собранием икон новгородской, московской и строгановской школ, великолепным мастерством русских портретистов XVIII – XIX вв. Затем С.Дягилев расширяет рамки и знакомит зарубежную публику с русской музыкальной культурой. Концерты Ф.Шаляпина, оперы и билеты, показанные в 1909 – 1914 гг. и получившие название «Русских сезонов», стали событием в мировой культурной жизни. Секрет успеха состоял в творческом объединении усилий художников, музыкантов, декораторов, хореографов. Театральные декорации и костюмы А.Бенуа, Н.Рериха, А.Головина, Л.Бакста поражали буйством фантазии, точностью художественного стиля. Впечатления от гастролей были так сильны, что отозвались в изобретательном искусстве и моде того времени. Так, после премьеры оперы «Шехерезада» весь Париж оделся по – восточному. Выставочная деятельность «Мира искусства» продлилась с некоторыми перерывами до 1924 г. В то время в русской культуре набрали силу авангардные течения, и «Мир искусства» уже не мог занять ведущего положения. Но он дал толчок многим направлениям русского искусства – живописи , графике, книжной иллюстрации.

Константин Андреевич Сомолов.

Портрет А.А.Блока.1907 г.

С самого начала во всех архитектурных сооружениях – от двух правильно уложенных кирпичей и до монументов, устремлённых к звёздам и связывающих мир людей с небесами, - отражались честолюбивые устремления людей. Одна из целей архитектуры – возвышать дух. В архитектуре мы находим способ прославить самого человека и подняться над прозой будней, оставаясь в реальности сегодняшнего дня. Безусловно, это не единственное её предназначение. Архитектура может быть сознательным актом творчества, но в то же время здание – это всегда некое пристанище. Одно из самых ярких отличий архитектуры о изящных искусств заключается в том, что постройки имеют вполне конкретное предназначение.
Архитектурные формы барокко