Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Постимпрессионисты

Когда о чем-либо говорят с латинской приставкой «пост», то имеют в виду, что явление возникло позже или всегда за другим явлением. Но художники, которых в истории искусств лишь условно именуют постимпрессионистами: Сезанн, Ван Гог и Гоген – начали писать одновременно с импрессионистами и испытали влияние их чарующих красок.

Ученик учителя. Поль Сезанн(1839 – 1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами и даже учувствовал в их первой выставке 1874 г., а затем уехал в родной Прованс, где жил очень замкнуто. Его жизнь обрела черты легенды, чему способствовали рассказы единственного покупателя его картин Ива Танги. В 1894 г. коллекционер умер, и картины Сезанна были проданы с молотка. В 1895 г. уже торговец картинами Воллар предложил Сезанну прислать свои произведения на выставку, и художник, не выставлявшийся до этого 20 лет, отправил в Париж 150 картин.

Подписывая свои произведения, Сезанн добавлял к своему имени «ученик Писсарро», отдавая этим дань уважения знаменитому импрессионисту (о чем сам Писсарро не знал). Но Сезанн-то не был импрессионистом! Мир, природа, человек выглядели у него цельными. У Сезанна нет сложных сюжетов. Он писал автопортреты, портреты близких людей, пейзажи, натюрморты – мир, полный созерцательности и покоя. Это не импрессионистические этюды, а законченные полотна.

 Великий голландец. Творчество другого постимпрессиониста – Винсента Ван Гога (1853 – 1890) длилось около десятилетия. Жизнь, полная несправедливости, вызывала у Ван Гога обостренное чувство; она почти физически ранила его. Это наложило на его творчество отпечаток тревоги, болезненной нервозности. В его полотнах заложены и восторг перед миром, и пронзительное чувство одиночества. Он очеловечил даже вещи, наделяя их собственной горькой безнадежностью. Ван Гог достиг особой выразительности при помощи необычных приемов наложения краски. Резкими, порой зигзагообразными или параллельным мазками усиливалось общее впечатление напряженности. При жизни Ван Гог не пользовался известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее. Экспрессионисты называли его своим предтечей.

Последние грезы. Не менее своеобразным путем шел Поль Гоген (1848 – 1903). Как и Ван Гог, он стал заниматься живописью уже после 30 лет (оставив службу в банке). Он считал, что писать следует не сам предмет ( в оптическом правдоподобии своей формы и цвета), а его сущность, идею. Последние годы жизни Гоген провел на островах Полинезии. С впечатлениями той поры и связаны самые замечательные его картины. Стремясь приблизиться к традициям искусства аборигенов. Гоген предельно упрощал рисунок: формы предметов нарочито плоскостные, краски чистые и яркие, а композиции напоминают орнамент. Природа преображена в красочный узор. Он усилил насыщенность тонов: так, его интересовали не цвета травы при определенном освещении (как Клода Моне), а цвет травы вообще. Он не пользовался светотенью, а накладывал цвет ровными плоскостями, в контрастном сопоставлении. Идея, рожденная умом, преодолевала форму – оболочку предметов. Чувства (зрения, обоняния, осязания) уступали место напряженной работе разума. Так рождалась живопись нового XX столетия.

Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой.

1894 – 1895 гг.

Мозаика стилей XX века

В начале XX в. Проявилось множество направлений живописи, которые существовали почти одновременно. Удивительная пестрота художественных стилей свидетельствовала о напряжении духовной жизни людей, об их стремлении выразить свое ощущение быстро меняющего мира.

Узоры модерна. На рубеже XIX –XX вв. европейское искусство породило художественное направление и стиль, который в Англии и России называли модерном (от франц. moderne – «современный»), во Франции и Бельгии – ар нуво (франц. art nouveau – «новое искусство»), а в Германии - югендштиль (нем. Jugendstil – «молодой стиль»).Художники модерна писали то, чего нет в окружающем мире. Одним из важных выразительных средств модерна стал орнамент. В его основе – вьющиеся очертания цветов и растений, поток воды или спадающие поразительно длинные волосы. Проработанная деталь сочеталась с условным фоном, как на восточных коврах. Так, в работах Густава Климта (1862 – 1919) цветовые пятна создают ощущение ковровой плоскости, на которой выступают застывшие в прихотливых разворотах фигуры. Ритм их движения напоминает раскачивающиеся на ветру травы. А в полотнах русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856 – 1910) фигуры словно превращаются в волшебные кристаллы, как в картине «Шестикрылый серафим» (1904). Художники модерна любили работать в таких жанрах, как афиша и вывеска, где блестяще проявились декоративные возможности стиля. Театральные афиши Альфонса Марии Мухи (1860 - 1939) до сих пор пленяют своей утонченной красотой.

 Искусство «диких». В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо, Кес Ван Донген показали картины, которые за резкое противопоставление цветов и упрощенность форм критика назвала произведениями «диких», а все направление получило название «фовизм». Самым самобытным художником среди них был Анри Матисс (1869 – 1954). В юности он увлекался живописью импрессионистов, но, стремясь усилить выразительность цвета, пришел к упрощению форм. Матисса интересовали только живописные задачи – он отказался от сюжеа. Предметами его изображения стали пестрые ткани и кресла, цветы, рыбки в аквариуме, человеческое тело. Его не интересовало освещение, а композиция строилась на контрасте цветов. Все это ярко проявлялось в его панно «Танец» и «Музыка», написанных в 1909 г. для московского ценителя живописи С.И.Щукина. На сине-зеленом фоне изображены красные фигуры: стремительные в «Танце», спокойные в «Музыке».

Густав Климт. Дева. Фрагмент 1913 г.

Примитивизм. Главой примитивизма (от лат.primitiv – «простой») назвали в начале XX в. Художника-самоучку, музыканта и композитора Анри Руссо (1844 – 1910). Руссо-Таможенник (прозванный за службу на таможне) начал писать поздно, а признание получил незадолго до смерти. Примитивистом его назвали за манеру письма и изысканность цветов, присущих технике итальянских «примитивов» - произведений XV в. Кроме того, его полотна кажутся наивными – подобно тем, которые пишут народные художники: незнакомые со строгими правилами письма или сознательно избегающие их. Анри Руссо изображал необычный, фантастический мир. Среди тропической растительности у него бродили хищные звери («Спящая цыганка», 1897; «Тигр атакующий разведчиков», 1904; «Голодный лев», 1905 и др.). Виды словно оцепеневшей природы чередовались с видами парижских улочек, по которым спешат кудато нелепые, смешные фигурки людей.

Неприсоединившийся. Так и не примкнул ни к какому направлению итальянец Амадео Модильяни (1884 – 1920). В его живописи много общего с живописью Матисса: четкие силуэты, обобщенные формы, резкие линии. Но у Модильяни нет монументальности, присущей работам Матисса. Модильяни писал в основном женские портреты, обнаженное тело, придавая моделям хрупкость и изящество. Его полотна узнают по типу лиц: удлиненный овал, словно незрячие глаза, строгая линия маленького рта.

С самого начала во всех архитектурных сооружениях – от двух правильно уложенных кирпичей и до монументов, устремлённых к звёздам и связывающих мир людей с небесами, - отражались честолюбивые устремления людей. Одна из целей архитектуры – возвышать дух. В архитектуре мы находим способ прославить самого человека и подняться над прозой будней, оставаясь в реальности сегодняшнего дня. Безусловно, это не единственное её предназначение. Архитектура может быть сознательным актом творчества, но в то же время здание – это всегда некое пристанище. Одно из самых ярких отличий архитектуры о изящных искусств заключается в том, что постройки имеют вполне конкретное предназначение.
Архитектурные формы барокко