Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Традиции и новаторство

Грозовые предчувствия грядущих перемен, обостренное переживание всех противоречий жизни, мечты о красоте отразились в сложном и противоречивом искусстве начала XX в. Многие достижения живописи предшественников критиковались, молодые художники искали новые пути в искусстве. Но при этом они вновь открыли для себя произведение античности или русского Средневековья.

Экспрессионизм. Одним из самых ярких и сложных направлений в живописи начала XX в. Стал экспрессионизмом (от лат. expression – «выражение»). Это движение сложилось в Германии, а затем было подхвачено художниками разных стран. Главным для художников-экспрессионистов был протест против страшной действительности, угнетение людей и несправедливости. Художники писали яркими – кричащими – красками почти уродливые, но очень выразительные формы. В 1905 г. в Дрездене художники Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 – 1938), Эрих Хеккель (1883 – 1970) и Карл Шмидт-Ротлуф (1884 – 1976) создал группу «Мост». Их творчество, выражающее отвращение к окружающему миру, ощущение безнадежности и беззащитности человека, было построено на искажении узнаваемых форм и очертаний. Их ломкий, нервный рисунок заполнялся дисгармоничными тонами. В другой группе экспрессионистов – «Синий всадник» (создана в 1911 г. Василием Васильевичем Кандинским), в которую входили художники Пауль Клее (1879 – 1940), Огюст Маке (1887 – 1914), а также Франц Марк (1880 – 1916), бунтарство не столь очевидно. В их полотнах основное внимание уделено декоративным проблемам. Именно художниками «Синего всадника» были созданы одни из самых ранних образцов абстрактного искусства. Экспрессионизм показал, что резкие, дисгармоничные цвета обладают какой-то особой выразительностью. Предметом искусства может быть не только красота, но и уродство. А искажения и резкие линии столь же впечатляющи, как и привычные гармоничные пропорции, цвета и прямая перспектива. 

Эрнст Кирхнер. Лежащая синяя обнаженная

 в соломенной шляпке. Около 1908 г.

Традиции и современность. Однако в то же время художники во многих странах Европы стремились найти гармонию в древних традициях, в дальних неведомых землях. Русский художник П.В.Кузнецов(1878 – 1968) обретает свою мечту о счастливой земле в степях Средней Азии, где древни истоки жизни остались незамутненными в своей вечной мудрости. Кузнецов создал эпические живописные поэмы о труде как основе жизни. Время в его картинах словно остановилось, а действие происходит в сказочном «некотором царстве». Жесты людей неспешны и значительны, над ними – бездонное небо, вокруг – бескрайние степи, линии плавны и музыкальны, неяркие краски тихо сияют. Интерес к античности, традициями мирового искусства проявился в творчестве многих мастеров, например в работах французского художника Мориса Дени (1870 – 1943). Признание художественного обаяния исторических стилей как источника вдохновения особенно проявилось в творчестве русских художников «Мир искусства» - Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) и других. Изображения  Версаля, где прогуливается король Людовик XIV, или Санкт – Петербурга времен Елизаветы и Екатерины II вызывают гордость за великое прошлое и одновременно грусть от несовершенства действительности.

Кубизм и футуризм

 Художественные поиски в области формы, пространства, цвета привели живописцев к идеи полного отказа от создания на холсте иллюзии реального мира. Развитие естественных наук дало толчок творческой фантазии художников. Они пытались представить мир не таким, как видит его человеческий глаз, а таким, как описывает его наука с помощью абстрактных формул.

Куб, конус, цилиндр. Одно из интереснейших направлений искусства начала XX в. – кубизм связано с творчеством французов Пабло Пикассо (1881 – 1973) и Жоржа Брака (1882 – 1963), испанца Хуана Гриса (1887 – 1927). В предметах окружающего мира кубисты видели вариации простых геометрических фигур: куба, конуса, цилиндра. Им хотелось писать предметы с нескольких сторон. В след за экспрессионистами они отказались от передачи иллюзий пространства, а главным средством выразительности стала плоскость. Кубисты подчеркивали, что пишут вещи не так, как видят, а как знают. Они дружили с известными математиками своего времени и сами занимались математикой и геометрическими построениями.

«Треснувшие зеркала кубизма». Началом кубизма можно считать появление картины Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). В ней есть еще некоторая сюжетность, но нет прямой перспективы, а фигуры утратили привычную форму. Объемы в правой части картины передаются не светотенью, а штрихами. Штриховка контрастирует с большими пятнами ярких цветов в остальных частях полотна. Лица напоминают африканские маски. Друзья – художники и поэты – были покорены сочетанием в произведении новизны и традиции. В мастерскую имевшего успех Пикассо пришли Жорж Брак, Андре Дерен, молодые художники Фернан Леже, Франсуа Мари-Мартинес Пикабиля и др.Возникло новое направление живописи. В мире, увиденном в «треснувших зеркалах кубизма» (выражение Пикассо), была важна композиция: крупные предметы помещались в центр, а к ним « подтягивалось» все остальное. Предметный мир превратился в комбинации геометрически правильных фигур, а человеческие тела – в сочетание вогнутых и выгнутых плоскостей (картина Пикассо «Королева Изабо», 1909). Приемы кубизма можно заметить и в написанной много позже его знаменитой картине «Герника» (1937), посвященной жертвам фашистской бомбардировки испанского городка Герники. Словно в отсветах пламени все формы распадаются на светлые и темные. Наиболее последовательно кубизм проявился в творчестве Брака. В свои композиции он вводил аппликации: куски газет или этикетки. Это был первый кубистический коллаж «от франц. colle – «вклеивать»). В других работах, например в «Арии Баха» (1914), плоскостные формы, лишь отдаленно напоминающие скрипку, ноты, клавиши рояля, должны передавать ощущение музыки. Это был еще один шаг к полной абстракции.

Хауан Грис. Натюрморт с бутылкой бордо. 1910 г.

«Глашатаи будущего» Еще одним направлением в живописи авангарда стал футуризм (от лат. future – «будущее»). Его представители заявили о себе в манифестах, где провозглашали не только отказ от искусства прошлого, но и призывали к разрушению музеев, библиотек, всего классического наследия прошлого человечества: «Долой археологов, академии, критиков, профессоров!» Родиной футуризма стала Италия, поэтому среди его последователе больше всего итальянских художников, таких известных мастеров, как Филиппо Томазо Маринетти, Джино Северини, Умберто Боччони и другие. Они стремились к созданию искусства, которое прославляло бы большие города, машины и механизмы. В их картинах отсутствует логика композиции, натуралистические детали совмещаются с отвлеченными линиями и плоскостями, движение разложено на отдельные элементы.

Начиная с середины XVIII столетия греческие храмы, статуи и литературные произведения считались высочайшими образцами искусства, на создание которых способен человек. «Золотой век» Афин, начавшийся при Перикле, длился приблизительно с 460 по 370 год до н.э. Именно в это время была установлена демократия и власть закона, построены знаменитые памятники Акрополя, в том числе и Парфенон.
Инквизиция в странах Западной Европы