Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Авангардные течения в русской живописи

Авангард (от французского – «передовой отряд») в живописи – это круг художников-экспериментаторов начала XX в. Авангардисты стремились не передавать узнаваемые формы окружающего мира (дома, деревья, черты лица), а создать совершенно новую, сказочную реальность, выраженную столь же новым живописным языком. Они ощущали себя пророками искусства будущего. Отрицая наследие прошлого, и прежде всего передвижников с их «литературностью» и «обличительством», авангардисты обращаются к забытым традициям – к первобытному искусству, к иконе, к народному лубку и вывеске, возвращая живописи яркость чистого цвета и выразительность форм.

Казимир Северинович Малевич.

Автопортрет. Около 1910 г.

Каземир Северинович Малевич. К.С.Малевич (1878 – 1935) – создатель геометрической абстракции (живописи, построенной на сочетаниях простейших геометрических фигур). Его открытия положили начало новому направлению в искусстве. В поисках своего стиля Малевич прошел через импрессионизм, кубизм (разложение предметов на геометрические плоскости и объемы) и другие направления. В кубистической манере написаны его крестьянские жанры. В «уборке ржи» фигуры крестьянок напоминают раскрашенные металлические конструкции, снопы в их руках и колосья в поле похожи на куски труб.

Владимир Евграфович Татлин. В.Е.Татлин (1885 – 1953) в молодые годы плавал юнгой на кораблях. Этот опыт нашел отражение в его творчестве. Многие его жанровые работы изображают моряков. В картине 1911 г. Татлин наделил матроса автопортретными чертами он создает сказочный образ морского волка из команды придуманного корабля «Стерегущий». Лицо моряка озарено золотым светом жарких стран, поле холста тесно наполнено (фигурами двух матросов и силуэтом корабельной пушки), как в вазописи или фресках древних цивилизаций.

Павел Николаевич Филонов. П.Н.Филонов (1883 – 1941) считал необходимым применение в искусстве аналитического метода. Он разлагает мир на составные части и собирает из них новое целое. Для него важна была «сделанность» картины – тщательная проработка каждой детали.

Михаил Федорович Ларионов. М.Ф.Ларионов (1881 – 1964) возглавил направление примитивизма. Художник черпал образы в народном искусстве. Героями своих произведений мастер избрал простых людей: провинциальных франтов, парикмахеров, солдат. Его картина «Отдыхающий солдат» – это вызывающая пародия на «Спящих Венер». Подобно безымянным авторам лубочных картинок, Ларионов не разделяет сюжеты на «высокие» и «низкие», а героев на прекрасных и безобразных. Мастер пишет их одновременно с любовью и иронией. Фигура бравого солдата с перекрученными ногами и лихо упертыми в бока руками напоминает вьющиеся растение.

Беспредметное и «сверхреальное»

 Наступление «конца» живописи предсказали еще в XX в.: после появления работ импрессионистов. Но вскоре и их признали классиками. Им на смену пришли новые возмутители спокойствия, а конца живописи все не предвиделось. И все же нашлись художники, которые очень близко подошли к пределам искусства. 

Гармония прямоугольника. Художники-абстракционисты (от лат. abstraction – «отвлечение») отвергли любую изобретательность в искусстве. Их живопись часто называют беспредметной. Своим предтечей они считали кубизм, который ввел отвлеченные геометрические формы. В Голландии в системе геометрической абстракции работал Питер Конрнелис Мондриан (1872 – 1944). Под влиянием кубизма он довел его принципы до простого черчения на плоскости.

Казимир Северинович Малевич.

Черный квадрат. 1913 г.

Черный квадрат. Основоположником геометрической абстракции стал Казимир Северинович Малевич (1878 – 1935). В 1913г. он представил публике квартану «Черный квадрат» - это логическое завершение поисков в области абстрактной живописи. Не случайно сам художник через несколько лет вновь вернулся к живописи в реалистических традициях.

Музыка живописи. «Предметность вредна моим картинам», – говорил основоположник абстрактного экспрессионизма. Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944). Он отказался передавать в картинах формы видимого мира – ему хотелось изображать сущность вещей и явлений. Его интересовал вопрос сближения цвета и музыки. Цвет Кандинский наделял символическим смыслом: черный означал смерть, белый – рождение, красный – мужество. Это древняя традиция, но мастер авангарда понял ее по – своему. Его абстрактные картины – красочные полотна, в которых пятна цвета перетекают одно в другое, то ярко вспыхивая, то затухая. Художник обращается, минуя сюжет, напрямую к чувствам зрителя.

Лучистое искусство. Особым вниманием в абстрактной живописи стал лучизм. Его возглавляли русские художники Михаил Федорович Ларионов (1881 – 1964) и Наталья Сергеевна Гончарова (1881 – 1962). Задача художника – изображение «лучей» - красочных линий, которые пересекаются в определенных точках пространства, образуя различные формы.

 

Франц Марк. Содержащиеся формы. 1914 г.

 Абстракционисты представили такой взгляд на вещи, который представляет отказ от всего того, что в них определяет предметность: форма, плотность масштаб (соответственно с другими предметами). Сюрреалисты считали, что разум бессилен постичь истину. Образы их картин напоминают сновидения, где реальность и фантазия перемешены.

Великие выдумщики. В 1924 г. в живописи появилось еще одно крупное явление, получившее название «сюрреализм» (от франц. surrealite – «сверхреальное»). Сюрреалисты считали, что главное в творчестве – интуиция. Основным правилом сюрреалистов «соединение несоединимого». Самым ярким и талантливым представителем сюрреализма стал испанский художник Сальвадор Дали (1904 – 1989). В своих картинах Дали вводил простые, будничные предметы в абсолютно нереальный и неподходящий к случаю пейзаж, искажал знакомое до чудовищного образа. Он мог представить статую Венеры Милосской в виде шкафа с ящиками. Части тело человека или животного – руки, голова – могли существовать отдельно. Во время Второй мировой войны Дали и другие художники-сюрреалисты переехали в США, где после войны их ждал успех.

Начиная с середины XVIII столетия греческие храмы, статуи и литературные произведения считались высочайшими образцами искусства, на создание которых способен человек. «Золотой век» Афин, начавшийся при Перикле, длился приблизительно с 460 по 370 год до н.э. Именно в это время была установлена демократия и власть закона, построены знаменитые памятники Акрополя, в том числе и Парфенон.
Инквизиция в странах Западной Европы