Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Советское искусство

XX век в русском искусстве – эпоха смелых экспериментов и возвращения к древним традициям, сложного и пестрого смешения стилей. После революции 1917 г. художники стремятся найти новые формы искусства, созвучные эпохе.

Искусство 1920-х гг. Творческие поиски продолжаются в 1920-е гг. Создаются новые объединения художников. Александр Александрович Дейнека вносит в живопись элементы языка новых видов искусства: кино, фотографии, плаката. В своих полотнах, посвященных возведению нового мира (строительству фабрик и заводов), он «монтирует» на плоскости подчеркнуто объемные, взятые крупным планом фигуры и ажурное кружево конструкций. Сильная, мускулистая работница катит прямо на зрителя тяжелую вагонетку, другая – юная девушка – радостной улыбкой озаряет трудовые будни. Художник словно выхватил маленький фрагмент из панорамы огромной строки, в которую превратилась вся Советская страна. Картины Дейнеки создают образ героической эпохи, проникнутой радостью созидательного труда и мечтой о светлом будущем, которое как тогда казалось всему народу, вот-вот наступит. Александр Николаевич Волков, работавший в Узбекистане, стремился соединить традиции Азии и Европы, язык авангарда и яркую красочность узбекских ковров. В картине «Гранатовая чайхана» он создает сказочно прекрасный образ Востока. Пространство дробится, играя гранями драгоценных кристаллов. Плоды лежат на столе и виды орнамента украшают чайник. Поверхность холста сверкает и переливается, подобно самоцвету.

1930 – 1950-е гг. В 1932 г. все художественные объединения были запрещены. Был создан единый Союз художников, а стилем эпохи провозгласили «социалистический реализм». Социалистический реализм продолжал традиции реализма передвижников, но критика теперь не допускалась: художники должны были воплощать светлую мечту о будущем. Мастера, продолжавши отстаивать свободу творчества, не могли выставлять свои картины. Некоторые живописцы в этой тягостной атмосфере все же находили возможность сохранить теплоту и человечность образов. Ф.П.Решетников пишет занимательные сценки из семейного быта. Огромной популярностью пользовалась его картина «Опять двойка». …Мальчишка, придя из школы, виновато отводит взгляд. Собака радостно бросается к хозяину, не понимая, что в семейной атмосфере назревает гроза. Сестра-отличница с укором смотрит на него. Мать устало уронила на колени натруженные руки: «Опять двойка!».

Кузмин Сергеевич Петров-Водкин. Тревога. 1934 г.

Суровый стиль. После XX съезда коммунистической партии, разоблачившего культ личности Сталина, художественная жизнь вновь оживилась. Молодые советские художники (В.Е.Попков, Н.И.Андронов, П.Ф.Никонов и др.), в противовес парадным и фальшивым произведениям соцреализма, пишут скупыми красками строгие полотна о суровых трудовых буднях. Их картины похожи на монументальные фрески. Новое направление получило название «суровый стиль».

На пороге нового тысячелетья. На рубеже нового тысячелетия перед художниками вновь оказались открытыми все пути, все традиции, и часто остро современные художественные образы возникают в диалоги эпох, стилей, мастеров. В картинах Татьяны Назаренко в тесный круг друзей художницы входят, как равноправные участники, образы, сошедшие со старинных портретов. Современный человек не мыслит себя без обращения к живой русской культуры.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Портрет А.А.Ахматовой 1922 г.

Театр

 В общественной жизни накануне революции чрезвычайно возросла роль театра. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. У истоков нового театра стояли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. "Мы стремимся, — говорил он, — создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр". 14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". Подлинное рождение Художественного театра состоялось в декабре 1898 г. при осуществлении постановки чеховской "Чайки", которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. В 1902 г. на средства крупнейшего российского мецената С. Т. Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф. О. Шехтель).

 Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей, оказавших большое влияние на все театральное дело в России.

 Смелая, революционная программа Художественного театра имела большой общественный резонанс, вызвала многочисленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это событие культурной жизни. Театральных новаций не приняли представители символизма. В. Я. Брюсов в статье "Ненужная правда" (1902, журнал "Мир искусства") доказывал бессмысленность стремлений передать на сцене "правду жизни". Примерно в это время формируется эстетика условного театра, связанная с экспериментами В. Э. Мейерхольда в области сценического искусства. Брюсов был . выразителем этих исканий. . .

Начиная с середины XVIII столетия греческие храмы, статуи и литературные произведения считались высочайшими образцами искусства, на создание которых способен человек. «Золотой век» Афин, начавшийся при Перикле, длился приблизительно с 460 по 370 год до н.э. Именно в это время была установлена демократия и власть закона, построены знаменитые памятники Акрополя, в том числе и Парфенон.
Инквизиция в странах Западной Европы