Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Фотоаппарат до сих пор выпускаемой серийно модели Leica МР сохраняет черты классической камеры Оскара Барнака. Он по-прежнему не имеет какой-либо автоматики (есть лишь встроенный автономный экспонометр), снабжен механическим шторно-щелевым затвором и дальномерным механизмом фокусировки объектива. Сегодня, в эпоху повсеместного распространения цифровых камер, Leica один из самых консервативных по конструкции, самых дорогих по стоимости, но в то же время один из самых совершенных фотоаппаратов.

Изобретение Оскара Барнака оказало колоссальное влияние на всю индустрию мирового фотоаппаратостроения. Даже среди новейших цифровых компактных и зеркальных камер можно без особого труда отыскать решения, применявшиеся в том архаичном на современный взгляд прототипе первой "Лейки" 1913 года.

И уж тем более характерные черты, присущие первым камерам Leica, можно разглядеть во всех без исключения современных малоформатных пленочных фотоаппаратах. В истории техники это необычайная редкость - создать аппарат, который сразу же стал каноном, задал основные технические параметры целой отрасли.

Как и самая первая Leica, любой современный пленочный фотоаппарат состоит из корпуса, затвора, механизма протяжки пленки, объектива и видоискателя. При этом каждый узел фотокамеры имеет достаточно сложное устройство и может рассматриваться, как самостоятельный механизм. К примеру, объектив фотоаппарата включает в себя два механических устройства - диафрагмирования (изменения светосилы объектива путем изменения диаметра отверстия подвижными междулинзовыми шторками) и наведения на фокус. В современных фотоаппаратах к этому добавляется третье устройство - изменения фокусного расстояния объектива, влияющего на масштаб получаемого на пленке изображения.

Объектив может крепиться к корпусу камеры жестко или быть съемным. В последнем случае крепление объектива выполняется резьбовым (как в классической Leica), либо байонетным (специальный замок - байонет, называемый еще "штыковым замком", который применяется во всех выпускаемых ныне дальномерных и зеркальных камерах со сменной оптикой).

Производство сменной оптики - целая отрасль промышленности. Светосильный, хорошо спроектированный и качественно собранный объектив может в десятки раз превосходить по стоимости фотоаппарат, к которому он был выпущен. Стоимость длиннофокусных объективов для съемки на большом удалении зеркальными фотоаппаратами доходит до 40 тысяч долларов.

Другие механизмы фотоаппарата объединены в общий конструктив и не могут быть заменены, что не мешает им быть достаточно сложными по устройству. Даже корпус камеры, ведущий происхождение от деревянного ящичка, состоит из целого набора деталей - рамы, объективной доски (к ней крепятся детали байонетного замка объектива), внешних панелей. Задняя часть корпуса снабжена съемной или откидной крышкой. При этом рама обычно изготавливается из металла или жесткого пластика. А в некоторых особо прочных камерах, например, в Nikon FM 3A и Leica Minilux, рама изготовлена из титанового сплава (в Minilux из титана выполняется весь корпус).

\Nikon FM 3A


Рис. 1.14.  Nikon FM 3A

Долговечность пленочной камеры определяется надежностью протяжного механизма и затвора. Указание в характеристиках фотоаппарата количества срабатываний затвора - это и есть ресурс камеры. В профессиональных фотоаппаратах количество срабатываний до первого выхода затвора из строя (то есть до явных признаков износа) составляет не менее 100 тысяч. В любительских зеркальных камерах среднего класса ресурс меньше - 20-30 тысяч срабатываний затвора, что соответствует съемке примерно до тысячи 36-кадровых пленок (весьма впечатляющий результат).

Затвор первой Leica определил архитектуру фототехники на целое столетие. До начала 20-го века фотозатвор представлял собой либо подвижные лепестки, расположенные в фокальной области объектива (центральный затвор), либо механизированную задвижку, которая крепилась перед объективом. На Leica был применен шторно-щелевой затвор. Он засвечивал пленку последовательно. Скорость движения матерчатых шторок была постоянной (что упрощало механизм затвора и увеличивало его надежность), а величина выдержки регулировалась размером щели между шторками. При длительных выдержках расстояние между светонепроницаемыми шторками увеличивалось, при коротких - уменьшалось.

\Схема устройства шторно-щелевого затвора


Рис. 1.15.  Схема устройства шторно-щелевого затвора

Серьезный недостаток центрального лепесткового затвора - невозможность реализации очень коротких выдержек, необходимых при съемке быстро движущихся объектов. Даже в современных электронных затворах (речь только о пленочной аппаратуре) лепестки способны отрабатывать выдержки не короче 1/750 секунды. Шторно-щелевому затвору доступны выдержки до 1/8 000 секунды (в механических затворах без применения электроники - до 1/4 000 секунды).

Начиная с середины XVIII столетия греческие храмы, статуи и литературные произведения считались высочайшими образцами искусства, на создание которых способен человек. «Золотой век» Афин, начавшийся при Перикле, длился приблизительно с 460 по 370 год до н.э. Именно в это время была установлена демократия и власть закона, построены знаменитые памятники Акрополя, в том числе и Парфенон.
Инквизиция в странах Западной Европы