Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Вестминстерское аббатство: заимствование идей из Франции по заказу короля

Вестминстерское аббатство в Лондоне занимает особое место в истории английской средневековой архитектуры. Реконструкция его главной церкви началась в 1245 году по инициативе одного-единственного заказчика – короля Генриха 3. Он почти полностью профинансировал строительные работы из собственного кармана. Предок Генриха Эдуард Исповедник (1042 – 1066) был похоронен в романской церкви. В 1161 году его канонизировали, но культ его стал популярен только при Генрихе 3, который пытался укрепить позиции английской монархии в свете соперничества с могущественной Францией. Эдуард Исповедник стал главным козырем в этой игре, ибо французские короли все еще не могли похвастаться наличием канонизированного святого в своей родословной.

Таким образом, реконструкция усыпальницы Эдуарда оказалась важной составной частью политических планов, нацеленных на повышение престижа английского королевского дома. Новое здание главной церкви Вестминстерского аббатства должно было стать не только одной из самых великолепных церквей христианского мира, но и – что гораздо важнее – с честью выдержать сравнение с великими соборами Франции. И в результате Вестминстерское аббатство превратилось в самое близкое к французским образцам произведение английского храмового зодчества.

Самая поразительная особенность хора Вестминстерского аббатства – это его невероятная высота. Ни один английский храм до тех пор не достигал 32 м в высоту; высота же собора в Реймсе равнялась 38 м. Кроме того, в Вестминстере появились элементы, прежде никогда не встречавшиеся в английской готике: галерею украсила ажурная каменная работа, а верхний ярус центрального нефа лишился стенного коридора – теперь стена здесь стала тонкой. На фасадах трансептов появились большие окна-розы, пазухи которых также были украшены ажурной каменной работой. А стены высокого центрального нефа стали опираться на систему аркбутанов.

 

 

 

 

Впрочем, мастер-каменщик Генри был знаком и с новейшими достижениями амьенских и парижских зодчих. В Париже на него и на заказчика Вестминстера самое яркое впечатление произвела Сент-Шапель, которую французский король Людовик 9 (1226 – 1270), позднее получивший известность под именем Людовика Святого, построил специально для хранения священной реликвии – тернового венца Иисуса Христа. Неудивительно, что в галерее Вестминстерского аббатства мы встречаем характерные окна с ажурным декором в форме треугольников со скругленными углами – точно такие же, как в нижней капелле Сент-Шапель. Английских строителей вдохновил, по-видимому, и богатый декор интерьера Сент-Шапель, поскольку всю поверхность стен Вестминстера они украсили миниатюрными резными розетками с позолотой и росписью. Кроме того, повсюду, где только было возможно, они использовали скульптурный декор: и на консолях, и в пазухах глухих аркад, и на северной и южной стенах трансепта. Главная церковь Вестминстерского аббатства стала одним из самых великолепных в декоративном отношении средневековых зданий. По сути, вся она представляла собой гигантский реликварий, вмещающий раку с останками Эдуарда Исповедника.

Несмотря на тесные связи церкви Вестминстерского аббатства с французской готической архитектурой, это здание, равно как и реконструированный несколько ранее собор Кентербери, остается прежде всего, шедевром типично английского зодчества. Все заимствованные из французской готики элементы адаптировались к английским традициям. Например, средний ярус центрального нефа представляет собой не трифорий, характерный для собора в стиле французской классической готики, а обычную для Англии галерею. Встречаем мы здесь и типичную англо-нормандскую двухслойную стену: проемы, ведущие в галерею, украшены двойным слоем ажурной каменной кладки. Опорные столбы аркадных арок следуют образцу французских piliers cantonne, однако высечены из пурбекского мрамора; как и столбы в центральном нефе собора Солсбери, они окружены пилястрами типа en-delit.

“Украшенный” стиль: декор, ажурная каменная работа и свод

Строительные работы в Вестминстере ознаменовали собой начало новой эпохи в истории английской архитектуры. Здесь воплотилось так много новых идей, что английские зодчие смогли черпать вдохновение из этого источника в течение целого столетия. Разумеется, они быстро вернулись к традиционно английским строительным методам и приемам (таким, как толстая двухслойная стена), однако Вестминстерское аббатство открыло новые богатейшие возможности для декоративной отделки храмов. Главнейшим из декоративных элементов, использованных в Вестминстере, оказалась ажурная каменная работа, которой теперь стали украшать не только окна, но и стены. Кроме того, стала разрабатываться идея тесного слияния архитектурных форм со скульптурными в рамках единого произведения искусства. Вскоре в такую единую структуру включился и свод: стали использовать художественные модели сводов со сложным декоративным рисунком нервюр, уже разработанным в соборе Линкольна. Таким образом, “украшенный” стиль, как следует из его названия, ориентировался главным образом на инновации в области декора всевозможных архитектурных элементов. При этом параллельно развивались две разновидности “украшенного” стиля, различавшиеся по формам ажурной каменной работы. Геометрический стиль, основанный на вестминстерской традиции, следовал образцам геометрического орнамента, характерного для французского “лучистого” стиля. А приверженцы “криволинейного” стиля (называемого также “текучей” ажурной работой) исследовали на основе новой килевидной (двухскатной стрельчатой) арки декоративные возможности плавных, скругленных, текучих линий орнамента.

История архитектуры – это история средств, с помощью которых мы пытаемся навести порядок в нашем бесконечно интересном, но в то же время беспорядочном мире и понять его смысл. Все мы живём и работаем в зданиях. И нет причин отказывать любому из них – от самого скромного до самого фешенебельного – в праве воодушевлять нас хотя бы своими деталями: поворот лестницы; лучи света, рисующие на полу таинственные узоры; материалы, прохладные на ощупь даже в самый жаркий день; ритм аркады; изобретательная конструкция купола…
Архитектурные формы барокко