Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Инквизиция в странах Западной Европы и ее роль в жизни средневекового общества

На протяжении всей истории Средних веков (которые в российской и зарубежной медиевистике чаще всего ограничивают рамками V – XVII веков) в духовной сфере жизни общества главенствующую роль играла христианская католическая Церковь. В условиях всеобщего упадка культуры, произошедшего после распада Римской империи, только Церковь в течение долгого времени оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран Западной Европы. Церковь стала не только главной политической силой, но и имела доминирующее влияние на сознание всего населения. В условиях тяжелой жизни, на фоне ограниченных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире и его устройстве, о действующих в нем законах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих и основывалась на образах и толкованиях Библии, предлагаемых церковниками. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Само мышление средневекового человека было преимущественно теологическим, где Бог был творцом и центром вселенной. Вопросы веры, вопросы о Боге, об источнике грехов и пороков, о путях спасения души были самыми важными в духовной жизни людей того времени.

Неверно считать, что становление христианства в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями. Все население было традиционно привержено к язычеству и было трудно обратить его в «истинную (с точки зрения христиан) веру». В новую религию обращали силой, путем активного вмешательства государства. Еще долгое время спустя после крещения всей Европы в обществе сохранялись языческие верования; не было полного единства и в толкованиях христианских догматов, что порождало всевозможные разночтения в понимании учения Христа. Церковь стремилась к единому, «истинно правильному» толкованию, ведя яростную борьбу с «ересями» (т.е. неправильными учениями), что и породило печально знаменитую систему церковных судов – инквизицию.

Сегодня в массовом сознании инквизиция является нарицательным термином, наиболее ярко и полно характеризующим «мрачное средневековье» с его кострами, пытками и казнями. Инквизиция стала обозначением фанатичного, жестокого и кровавого церковного института, отправлявшего на костер всех, виновных и невиновных, без разбору. Она губила и душила просвещение, науку и творчество, уничтожая самых видных их деятелей, и затормаживала развитие всей западноевропейской цивилизации в целом. Однако, широкому кругу читателей известны в основном общие, довольно неконкретные сведения по истории инквизиции, в большинстве своем обросшие мифами, и почерпнутые из компьютерных игр и фильмов, что делает их разрозненными и противоположными, а так же дает ложное представление о явлении.

Но и среди профессиональных историков нет полного единства в отношении инквизиции. В историографии существуют две диаметрально противоположные точки зрения на ее деятельность, выражающиеся в обвинении и обличении с одной стороны, и полном оправдании с другой.

Таким образом, несмотря на то, что «далеко не полная библиография по истории инквизиции, составленная голландцем Е. ван дер Векенэ и изданная в 1963 г., насчитывает около 2 тыс. названий» (с этого момента были выпущены еще сотни работ) , изучение инквизиции продолжает привлекать многих историков, поскольку эта тема действительно обширна и многогранна и неизменно вызывает в обществе большой интерес. «Вопрос о месте инквизиции в истории, ее целях и методах деятельности продолжает волновать исследователей различных направлений»

Итак, исследование истории инквизиции является важным и актуальным на современном этапе.

Целью данной работы является общее описание истории инквизиции в период Средневековья (V – XVI века) в Западноевропейских странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть и описать преследование еретических учений в период, предшествовавший введению инквизиции ( II – XII вв);

- охарактеризовать первые еретические учения;

- рассмотреть и описать период непосредственного введения инквизиционных трибуналов в Западной Европе и события, с этим связанные (XIII в);

- охарактеризовать устройство инквизиционных трибуналов;

- охарактеризовать особенности деятельности инквизиции в разных странах Западной Европы.

 Рамки курсовой работы не позволяют подробно исследовать явление во всех его аспектах, поэтому в исследование включены самые общие сведения об истории инквизиции, дающие достаточно целостную картину явления и позволяющие делать определенные выводы.

Тема инквизиции в работах историков начала изучаться сравнительно давно. Первые исследования, посвященные инквизиции, были написаны еще в начале XIX века. Наибольшее количество работ по данной теме вышло в странах Западной Европы (многие из них были затем переведены на русский язык). Сравнительно большое количество сохранившихся источников (в Испании, например, инквизиция действовала вплоть до середины XIX века, что обусловило хорошую сохранность архивов) позволило зарубежным исследователям составить достаточно полную картину деятельности инквизиции в Европе. Первыми исследованиями стали «Критическая история испанской инквизиции» Х.-А. Льоренте (1817), «История инквизиции» Л. Галлуа (1845), «Торквемада» М. В. Барро (1893) и проч.

Русские историки впервые заинтересовались феноменом инквизиции в конце XIX - начале XX века, когда вышли в свет первые обзорные исследования, основанные на зарубежных. Это были «История Альбигойцев и их времени» Н. Осокина (1869—1872), «Средневековые ереси и инквизиция» М. Н. Покровского (1897), «Средневековые процессы о ведьмах» Я. Канторовича (1899), «Очерки истории инквизиции» В. Величкиной (1906) и проч.

В советский период литература, посвященная инквизиции, тоже печаталась, но рассмотрение явления шло исключительно с точки зрения марксистско-ленинской теории, что отразилось в резкой критике инквизиции и чрезмерном акценте на преступлениях против личности. Стоит отметить работы И. А. Крывелева «Костром и пыткой против науки и ученых» (1933), М. И. Шахновича «Гойа против папства и инквизиции» (1955), И. Р. Григулевича «Инквизиция» (1970) и проч.

Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественнонаучными открытиями. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, архитектура, интерьер, мебель); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров.
Инквизиция в странах Западной Европы