Инженерная графика
Физика
Атомные станции
Строймех
ТКМ
Начертательная геометрия
Экология энергетики
Сопромат
Готика
Черчение
Теплотехника
Математика

Театр

Конспект лекций
Атомная энергетика
Карта

Церковь все более укрепляла свое положение, присвоив огромные богатства и власть.

Пребывание императора в Константинополе затрудняло связь с территориями, расположенными в Западной Европе, что в итоге привело к разделению Империи на Западную и Восточную в 395 году.

«В эпоху великого переселения народов Рим остался в одиночестве. По праву морального авторитета папа превратился в светского правителя над Римом и центральной частью Италии». Папа Римский активно участвовал в «умиротворении» варварских орд, хлынувших в Рим, и впоследствии принявших христианство. Церковь играла огромную роль в деле культурного объединения Европы, состоящей из множества варварских королевств. Важным аспектом ее деятельности являлось и активное участие в феодальных отношениях.

«Растущие политические претензии папства имели в своей основе все более укреплявшуюся материальную базу в виде значительных земельных владений, становившихся церковной собственностью. Под высокую руку папы спешили стать те, кто хотел купить себе за земную мзду вечное блаженство на небе. Римская епископия вскоре сосредоточила в своих руках богатейшие земли в разных частях Италии, в особенности в окрестностях Рима и на острове Сицилия.

Но не только Италия одаривала папу своими богатствами; ее примеру следовали Галлия, Далмация и даже далекие Африка и Азия»

Период возвышение папства совпал по времени с подавлением еще одной ереси – учения адопционистов, берущей начала в Испании. Сторонники этого учения утверждали, что Христос по своей человеческой природе был сыном божьим только по усыновлению (adoptio). На специальном соборе еретики были преданы анафеме, и вскоре учение перестало существовать.

К концу столетия Церковь была крупнейшим феодалом и организацией, имеющей огромную власть.

Начало второе тысячелетие нашей эры в Европе вызвало страх, обусловленный ожиданием скорого конца света. Многие люди дарили свое имущество церкви, чем только усиливали ее влияние.

«Распад каролингской империи, внутренняя феодальная междоусобица, непрекращающиеся конфликты с арабами, норманнами, венграми расшатывают закостенелый феодальный порядок. Медленно, но неуклонно растут города. Все чаще и смелее выступают городские низы с протестом против церковников». Само папство стремилось распространить свою гегемонию на всё большие территории, что, естественно, приводило к столкновениям со светской властью.

В обществе назревали новые еретические учения, вызревавшие в основном в среде народных низов. В ХI веке в Италии и Франции появляются ереси, выступившие против церкви и церковной иерархии, потребовавшие возврата к заветам первоначального христианства. Направлены они были в первую очередь против светских и церковных феодалов и возникали на фоне крестьянских и городских восстаний и волнений. Церковью они осуждались и предавались анафеме.

В Шампани в нач. XI века появилась ересь Леутара Шампанского, сторонники которой призывали не платить церковную десятину. В 1022 г. в Орлеане и Тулузе появилась ересь, близкая к учению манихеев. Подобного рода ереси распространилась в Аррасе, а также в Германии - Кёльне и Бонне.

Необходимость подавить восстания приводила к массовым казням и расправам. «По решению поместного синода, созванного в Орлеане по приказу короля Франции Роберта II (996-1031), в 1022 г. было приговорено к сожжению десять руководителей еретиков, отказавшихся отречься от своих взглядов. …

В Кёльне и Бонне также состоялись массовые казни еретиков.

… В 1034 г. в Милане по приказу епископа Ариберто были публично сожжены вожак местных еретиков Хиральдо де Монферте и многие его сторонники»

В XI веке подобные казни стали привычным явлением.

В начале XII в. Во Франции вновь распространились еретические учения, направленные против церковной обрядности. На юге движение было возглавлено Петром де Брюи, на севере - Танзельмом Фландрским. В 1113 г. в Сувссоне и Периго появилась ересь, отрицавшая частную собственность. Возмущение, вызванное поведением церковников, вылилось в движение патаренов в городе Милане, осуждавшее симонию и накопление церковниками больших богатств.

Попыткой оздоровить церковную систему была Клюнийская реформа, (названная именем монастыря Клюни во Франции, где она зародилась), осуществленная в X-XI вв. «Клюнийские реформаторы выступали против светской инвеституры церковных иерархов, которая делала их вассалами государей и неподконтрольными папству; они осуждали симонию … ; они бичевали распущенность нравов и жажду мирских богатств клириков и монахов, требовали реформы монастырей на основе строгого устава и независимости их от светских властей и местной духовной власти, соблюдения монахами безбрачия, отказа от личной собственности, смирения и послушания». Однако, успеха она не достигла.

Теоретиком нового еретического движения стал парижский теолог Петр Абеляр (1079-1142), его дело продолжил ученик Арнольд Брешианский - (1100-1155).

Абеляр в своем сочинении «Да и нет» сделал попытку рациональной критики церковного учения. Вскоре он был осужден и заточен в монастырь, а его ученик Арнольд Брешианский повешен.

«Более серьезным и продолжительным по своим результатам было антицерковное движение, основателем которого в середине XII в. явился Петр Вальдо, богатый лионский купец без особого образования, но страстно желавший познать истины Священного Писания. … Увлеченный евангельским идеалом, он распродал все свое движимое имущество, а деньги раздал бедным. Отныне он посвятил свою жизнь проповедованию Евангелия; к нему стекалось множество последователей, которые проповедовали в церквах, толковали писание на площадях и всюду находили слушателей, тем более внимательных, что духовенство давно уже забросило проповеди. Себя они называли «Лионские Бедные».

… Начав поучать народ слову Божию и толковать правила религии, призывая людей к покаянию и убеждая их стремиться к вечному спасению, последователи Вальдо не щадили пороков и преступлений духовенства. Лионский архиепископ запретил новым евангелистам проповедовать. Они ослушались и были отлучены от Церкви».

Таким образом, к XII веку в обычную практику церкви вошла расправа с неугодными ей людьми путем насильственных методов: пыток, лишения жизни и проч. Однако таким расправам подвергались только самые опасные для церковного учения деятели и подобные казни были не массовыми. Но церковь очевидно была не в силах подавить все оппозиционные выступления, что и привело к идее физического уничтожения  всех еретиков.


Инквизиция в странах Западной Европы