Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Церковь все более укрепляла свое положение, присвоив огромные богатства и власть.

Пребывание императора в Константинополе затрудняло связь с территориями, расположенными в Западной Европе, что в итоге привело к разделению Империи на Западную и Восточную в 395 году.

«В эпоху великого переселения народов Рим остался в одиночестве. По праву морального авторитета папа превратился в светского правителя над Римом и центральной частью Италии». Папа Римский активно участвовал в «умиротворении» варварских орд, хлынувших в Рим, и впоследствии принявших христианство. Церковь играла огромную роль в деле культурного объединения Европы, состоящей из множества варварских королевств. Важным аспектом ее деятельности являлось и активное участие в феодальных отношениях.

«Растущие политические претензии папства имели в своей основе все более укреплявшуюся материальную базу в виде значительных земельных владений, становившихся церковной собственностью. Под высокую руку папы спешили стать те, кто хотел купить себе за земную мзду вечное блаженство на небе. Римская епископия вскоре сосредоточила в своих руках богатейшие земли в разных частях Италии, в особенности в окрестностях Рима и на острове Сицилия.

Но не только Италия одаривала папу своими богатствами; ее примеру следовали Галлия, Далмация и даже далекие Африка и Азия»

Период возвышение папства совпал по времени с подавлением еще одной ереси – учения адопционистов, берущей начала в Испании. Сторонники этого учения утверждали, что Христос по своей человеческой природе был сыном божьим только по усыновлению (adoptio). На специальном соборе еретики были преданы анафеме, и вскоре учение перестало существовать.

К концу столетия Церковь была крупнейшим феодалом и организацией, имеющей огромную власть.

Начало второе тысячелетие нашей эры в Европе вызвало страх, обусловленный ожиданием скорого конца света. Многие люди дарили свое имущество церкви, чем только усиливали ее влияние.

«Распад каролингской империи, внутренняя феодальная междоусобица, непрекращающиеся конфликты с арабами, норманнами, венграми расшатывают закостенелый феодальный порядок. Медленно, но неуклонно растут города. Все чаще и смелее выступают городские низы с протестом против церковников». Само папство стремилось распространить свою гегемонию на всё большие территории, что, естественно, приводило к столкновениям со светской властью.

В обществе назревали новые еретические учения, вызревавшие в основном в среде народных низов. В ХI веке в Италии и Франции появляются ереси, выступившие против церкви и церковной иерархии, потребовавшие возврата к заветам первоначального христианства. Направлены они были в первую очередь против светских и церковных феодалов и возникали на фоне крестьянских и городских восстаний и волнений. Церковью они осуждались и предавались анафеме.

В Шампани в нач. XI века появилась ересь Леутара Шампанского, сторонники которой призывали не платить церковную десятину. В 1022 г. в Орлеане и Тулузе появилась ересь, близкая к учению манихеев. Подобного рода ереси распространилась в Аррасе, а также в Германии - Кёльне и Бонне.

Необходимость подавить восстания приводила к массовым казням и расправам. «По решению поместного синода, созванного в Орлеане по приказу короля Франции Роберта II (996-1031), в 1022 г. было приговорено к сожжению десять руководителей еретиков, отказавшихся отречься от своих взглядов. …

В Кёльне и Бонне также состоялись массовые казни еретиков.

… В 1034 г. в Милане по приказу епископа Ариберто были публично сожжены вожак местных еретиков Хиральдо де Монферте и многие его сторонники»

В XI веке подобные казни стали привычным явлением.

В начале XII в. Во Франции вновь распространились еретические учения, направленные против церковной обрядности. На юге движение было возглавлено Петром де Брюи, на севере - Танзельмом Фландрским. В 1113 г. в Сувссоне и Периго появилась ересь, отрицавшая частную собственность. Возмущение, вызванное поведением церковников, вылилось в движение патаренов в городе Милане, осуждавшее симонию и накопление церковниками больших богатств.

Попыткой оздоровить церковную систему была Клюнийская реформа, (названная именем монастыря Клюни во Франции, где она зародилась), осуществленная в X-XI вв. «Клюнийские реформаторы выступали против светской инвеституры церковных иерархов, которая делала их вассалами государей и неподконтрольными папству; они осуждали симонию … ; они бичевали распущенность нравов и жажду мирских богатств клириков и монахов, требовали реформы монастырей на основе строгого устава и независимости их от светских властей и местной духовной власти, соблюдения монахами безбрачия, отказа от личной собственности, смирения и послушания». Однако, успеха она не достигла.

Теоретиком нового еретического движения стал парижский теолог Петр Абеляр (1079-1142), его дело продолжил ученик Арнольд Брешианский - (1100-1155).

Абеляр в своем сочинении «Да и нет» сделал попытку рациональной критики церковного учения. Вскоре он был осужден и заточен в монастырь, а его ученик Арнольд Брешианский повешен.

«Более серьезным и продолжительным по своим результатам было антицерковное движение, основателем которого в середине XII в. явился Петр Вальдо, богатый лионский купец без особого образования, но страстно желавший познать истины Священного Писания. … Увлеченный евангельским идеалом, он распродал все свое движимое имущество, а деньги раздал бедным. Отныне он посвятил свою жизнь проповедованию Евангелия; к нему стекалось множество последователей, которые проповедовали в церквах, толковали писание на площадях и всюду находили слушателей, тем более внимательных, что духовенство давно уже забросило проповеди. Себя они называли «Лионские Бедные».

… Начав поучать народ слову Божию и толковать правила религии, призывая людей к покаянию и убеждая их стремиться к вечному спасению, последователи Вальдо не щадили пороков и преступлений духовенства. Лионский архиепископ запретил новым евангелистам проповедовать. Они ослушались и были отлучены от Церкви».

Таким образом, к XII веку в обычную практику церкви вошла расправа с неугодными ей людьми путем насильственных методов: пыток, лишения жизни и проч. Однако таким расправам подвергались только самые опасные для церковного учения деятели и подобные казни были не массовыми. Но церковь очевидно была не в силах подавить все оппозиционные выступления, что и привело к идее физического уничтожения  всех еретиков.

Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественнонаучными открытиями. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, архитектура, интерьер, мебель); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров.
Инквизиция в странах Западной Европы