Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Создание инквизиционных трибуналов

Ещё на Веронском синоде, в 1185 году, изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.

Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198—1216), Григория IX (1227—1241) и Иннокентия IV (1243—1254).

«Став папой в 38-летнем возрасте, Иннокентий III развил кипучую деятельность, цель которой была превратить папский престол в вершителя судеб всего христианского мира. Он заключал союзы с монархами, отлучал неугодных, интриговал, увещевал, взывал, агитировал, рассылая ежегодно сотни посланий церковным иерархам и светским государям; его легаты, облеченные неограниченными полномочиями, терроризировали многие районы Италии, Германии и Франции. Короли Англии, Арагона, Болгарии и Португалии признавали себя его вассалами. Дизайн в моде, о нем написано много и напишут еще больше. Вполне понятно, на глазах одного поколения возникла и утвердилась новая профессиональная деятельность, которую нужно как-то осмыслить. Сначала писали о терминах, о том, что английское «design» — производное от итальянского «disegno», а означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи — едва ли не всю область работы художника, за исключением станкового искусства

Иннокентий III был инициатором 4-го крестового похода, участники которого вместо «освобождения гроба господня» опустошили христианскую Византию, захватили и разграбили Константинополь (1204). Иннокентий III одобрил в 1202 г. создание ордена меченосцев и благословил их на завоевание Ливонии, а в 1215г. призвал немецких рыцарей к крестовому походу на пруссов. Наконец, это он отдал приказ приступить к новому крестовому походу против альбигойцев, положив начало массовому и систематическому уничтожению верующих, религиозные взгляды которых расходились с официальной доктриной церкви. Многие исследователи именно его считают основателем инквизиции»

Ересь альбигойцев получила свое название от города Альби, одного из главных центров этого учения. Город Альби входил в состав местности Лангедок, славившейся крупными городами, развитой культурой и прибыльной торговлей. Конкуренция между светскими и духовными феодалами была здесь довольно сильна, что обостряло отношения между церковью и светской землевладельческой знатью. В широких массах простого народа церковь тоже вызывала неприязненные чувства, как организация, налагавшая на население чрезвычайно тяжелые церковные повинности.

«Альбигойская ересь содержала элементы "крестьянско-плебейской ереси", представляла оппозицию против феодального строя, выступавшую под флагом оппозиции церковному феодализму».

Источником этого учения была ересь богомилов, впитавшая в себя основы манихейства, возникшего на Востоке. Вначале она распространилась на Балканах, затем проникла в Южную Францию и в Рейнскую долину, Северную Италию и Фландрию

Альбигойцы полагали, что земной мир, католическая Церковь, светская власть созданы сатаной, и объявили папу римского наместником дьявола. Так же они отрицали католические догматы и таинства, отвергали собственность, требовали ликвидации церковных богатств, а в повседневной жизни проповедовали одоление плотских желаний и страстей, безбрачие, запрещали, животную пищу и допускали самоубийство.

«Писатель XIII в. Гильом де Гилауренс констатировал, что население Лангедока относилось к духовенству хуже, чем к евреям и арабам. Целые местности были поголовно объяты чувством злобы по отношению к церкви. … В Кастельнодари в церкви публично распевались еретические гимны, а в Мирпуа на собрании еретиков в 1206 г. присутствовало свыше 600 человек. …

При этих обстоятельствах папство и решило организовать крестовый поход против Лангедока. За участие в походе, за готовность беспощадно истреблять "врагов христовой веры" папство обещало всякого рода земные и небесные блага. По призыву Иннокентия III в Лангедок устремились из разных концов Франции жадные до грабежа рыцари, всякие социальные отщепенцы, толпы фанатиков, бывших во власти священников и монахов.

Богатейшие города и селения были разгромлены и уничтожены крестоносцами».

В апреле 1198 года Иннокентий III направил во Францию эмиссаров Рэнье и Ги с полномочиями организовать преследование альбигойцев. Но папские посланники не добились каких-либо существенных успехов. В 1202 г. их заменили цистерцианские монахи Петр Кастельно и Арнольд Амальрик, с полномочием «разрушать повсюду, где были еретики, все, подлежащее разрушению, и насаждать все, подлежащее насаждению». Им в помощь были направлены посредники из Испании, среди которых особенно выделялся августинский монах Доминик де Гусман (1170-1221), основатель ордена доминиканцев.

Орден этот был создан в 1215 г. в Тулузе и в 1216 году утвержден папой Гонорием. Доминиканцы осуществляли активную деятельность.. Через 15 лет от основания своего первого монастыря, они имели в распоряжении 60 монастырей. Они контролировали обучение богословию и схоластике, совершали религиозные миссии в восточные страны, нередко вмешивались в распоряжения виднейших епископов и верно несли службу Риму, ведя борьбу с ересями на всей подвластной территории.

Еще в предшествующее столетие были разработаны организационные и правовые основы будущей инквизиции. Так, основные начала были созданы «папой Александром III на соборах 1162 года в Монпелье и 1163 года в Type и изложены в документе, где было указано, как следует обращаться с еретиками. … Начиная с этого времени церковники должны были выступать против еретиков, даже не предъявляя им обвинения в служебном порядке (ex officio). … В 1184 году на соборе в Вероне Луций III издал декрет, начинающийся со слов "Ad abolendam", направленный против еретиков. Духовенству вменялось в обязанность не только выдвигать обвинения в ереси в случаях, ставших им известными, но и проводить процесс расследования (inquisitio)». Императором Фридрихом I это церковное проклятие было возведено в статус имперского закона.

«Впервые в соответствии с кодексом законов от 1197 года короля Арагона Педру II было установлено, что еретиков надлежит сжигать на кострах. Иннокентий III в 1199 году подтвердил декрет папы Луция и дополнил его, указав, что ересь равна оскорблению его величества и наказуема смертью на костре. В 3-м каноне IV Латеранского вселенского собора это постановление было канонизировано, и вскоре германским императором Фридрихом II в 1224 году приравнено к имперскому закону. В 1226 постановления признал французский король Людовик VIII. 

«Латеранский собор, который сурово осудил всякие ложные еретические учения и требовал для еретиков тяжких наказаний. Здесь впервые говорилось об инквизиции как об учреждении, задачей которого является расследование по поводу ереси с целью наказания виновных в ней. При этом указывалось, что представители власти обязаны ежегодно давать духовенству все необходимые сведения о тех, которые "не живут, как все прочие граждане"»

Инквизиция окончательно оформилась в XIII веке. «При папе Григории IX касающиеся ее законы претерпели дальнейшие изменения, и наконец в 1231 году была издана папская конституция, начинавшаяся словами "Excommunicamus". Теперь уже наряду с епископскими инквизициями действовали и папские инквизиторы; проведение инквизиции папа поручил новым нищенствующим орденам. Особенно детально положение об инквизиции было разработано доминиканцами.

Эдиктом Фридриха II 1232 года, направленным против еретиков, устанавливалось следующее положение дел:

«Постановляем и утверждаем, чтобы еретики, каким бы именем они не обозначались и в каком бы месте империи не были осуждены церковью и преданы светскому суду, были наказаны с надлежащим тщанием. … Далее, если какие сысканы будут еретики в городах, местечках или иных селениях империи инквизиторами апостольского престола или другими ревнителями православной веры, то те, кто в данном месте обладает юрисдикцией, должны схватить этих еретиков по доносу инквизиторов и других добрых католиков и, схватив, держать под строгой стражей, пока их, осужденных церковным приговором, не уничтожат смертью»

Развертывание папской инквизиции было ускорено главным образом конституцией Иннокентия IV 1252 года, начинавшейся словами "Ad extirpande". В этом документе папа предусмотрел использование при допросах камеры пыток». В епархиях были учреждены комиссии для борьбы с ересью. Им было поручено арестовывать еретиков и, после допросов, конфисковывать имущество. Светские власти и верующие были обязаны помогать этим по существу уже инквизиционным трибуналам.

Памятник права XIII века «Семь патрид» (Siete Partidas), составленный в Кастилии в 1256-1263 годах характеризует еретиков: «еретики – это те безумцы, которые стараются извратить слова Господа нашего, Иисуса Христа и дать им другой смысл, который был дан им Святыми отцами, и в который верит Святая Римская Церковь, и который она велит хранить».

Еретиков же, упорствующих в своем грехе, «Семь патрид» призывают «судить их как еретиков и передать их затем светским судьям, и те должны наказать их следующим образом: если проповедовал ересь, был закоренелым, то его надо сжечь на огне так, чтобы он умер. И такого же наказания заслуживают неверные…»

«Первоначально направленная против катаров и вальденсов, она <инквизиция> вскоре обратилась против других «еретических» сект – бегинов, фратичелли, спиритуалов, а затем и против всех «колдунов», «ведьм» и богохульников.

В 1231 инквизиция была введена в Арагоне, в 1233 – во Франции, в 1235 – в Центральной, в 1237 – в Северной и Южной Италии»

Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественнонаучными открытиями. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, архитектура, интерьер, мебель); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров.
Инквизиция в странах Западной Европы