Авангардные течения в русской живописи Советское искусство Кинематограф История фотографии

Собор в Уэлсе. Свод зала капитула.

Стоит обратить внимание также на свод нового хора в Уэлсе. Этот новый хор расположился к востоку от раннеготического хора и начинается с капеллы Богоматери – менее высокой, чем центральный неф хора, но превышающей по высоте деамбулаторий. С 1323 года здесь работал уже известный нам по Эксетеру Томас из Уитни. Капелла Богоматери была завершена к 1326 году.

В отличие от всех других сопоставимых с ней капелл английских храмов эта капелла Богоматери представляет собой в плане не прямоугольник, а вытянутый восьмиугольник. Свод ее, устремленный ввысь, подобно куполу, украшен звездчатым рисунком нервюр. Архитектору предстояло связать восьмиугольную площадку капеллы с прямоугольным деамбулаторием, окружающим хор. Чтобы решить эту задачу, он воспользовался приемом тонкого взаимопроникновения пространственных ячеек, – приемом, который стал широко применяться лишь несколько веков спустя, в эпоху барокко. Опорные столбы в деамбулатории образуют шестиугольник, восточная сторона которого совпадает с западной стороной восьмиугольника капеллы. Посетителям легко заблудиться в чаще тонких опорных столбов в восточной части хора. И только при взгляде вверх, на свод, они могут обнаружить центр звездообразного шестиугольника. Русский драматический театр конца ХIХ – начала ХХ вв. Начало новой эпохи в истории русского театра. Общедемократический подъем конца 90-х и начала 900-х годов. Обострение социальных противоречий. Революционная ситуация. Революция 1905 г.

Реконструкция самого хора началась в 1333 году под руководством мастера-каменщика Вильяма Джоя. Все три яруса здесь связаны опорными столбами, сохраняющими по всей высоте волнообразный профиль, знакомый нам по Бристолю. Средний ярус, своего рода трифорий, представляет собой изящную решетку из вертикальных перегородок и щипцовой аркады с двухскатными стрельчатыми арками, в которых помещаются статуи. Вертикальные перегородки поднимаются от аркадных арок нижнего яруса до ажурной кладки, украшающей окна верхнего яруса. Тонко проработанный ажурный декор этих окон представляет собой так называемый “текучий”, или “сетчатый”, орнамент, свободно расходящийся в любых направлениях. Коридор в верхнем ярусе проходит перед наклонными косяками окон. Оконные проемы обрамлены килевидными арками, изгибающимися наружу в верхней части. Этот тип арки – “кивающая” килевидная арка – был введен Томасом из Уитни в декоре епископского трона в Эксетере. Наконец, в рисунке сводов границы между пролетами почти исчезают, и сеть льернов распространяется на всю поверхность потолка, образуя ромбы, шестиугольники и звезды. Все стены, окна и своды в хоре собора Уэлса покрыты филигранной сетью тонких линий. Истоки христианского искусства

Нужда – мать изобретательности: собор в Или

В начале 14 века монахи Или на востоке Англии также пожелали выстроить храм в роскошном новом стиле. В 1321 году они начали работы со скромного проекта реконструкции капеллы Богоматери, расположенной в северной части хора. Однако спустя несколько месяцев произошла катастрофа, вынудившая монахов сразу перейти к гораздо более масштабному проекту. В результате появился на свет один из самых необычных шедевров средневековой архитектуры. 22 февраля 1322 года обрушилась башня над средокрестием, повредив опорные столбы средокрестия и примыкающие к нему пролеты. Организовать реконструкцию собора поручили ризничему, Алану из Уолсингема. Возможно, именно ему пришла в голову идея не восстанавливать средокрестие в прежнем виде, а расширить его до восьмиугольника. В наши дни посетитель собора в Или видит центральную часть церкви (где когда-то располагались сиденья для монахов), озаренную ярким солнечным светом, который проникает через большие окна. Свод, возвышающийся над этими окнами, поистине впечатляет. Его гигантский купол диаметром в 22 м раскинулся над сложной деревянной конструкцией, для создания которой специально пригласили королевского плотника Вильяма Херли из Лондона. Тьерсероны, поднимающиеся от углов средокрестия, поддерживают восьмигранную башню-лантерну с широкими проемами окон; стены башни наклонены под углом в 45 градусов. Деревянный свод, за о которым скрыты контрфорсы, был расписан под камень. Эта конструкция производит огромное впечатление не только на посетителя храма: причудливый силуэт восьмиугольника и лантерны с контрфорсами и пинаклями, возвышающийся над окрестной болотистой равниной, бросается в глаза издалека и представляет собой поистине фантастическое зрелище.

Реконструкция пролетов, примыкающих к хору, завершилась в 1336 – 1337 годах. Здесь конструктивные элементы совершенно отступают в тень перед богатством декоративных форм. Еще пышнее украшена часовня Богоматери. Работы здесь начались позднее всего, в 1345 году; освящена же капелла была в 1353 году. Несмотря на простую “коробкообразную” форму, по сложности своей внутренней структуры она далеко превосходит все прочие части собора. В интерьере ее тонко и гармонично взаимосвязаны и архитектурные формы, и орнамент, и скульптурный декор, и некогда украшавшая капеллу роспись. Все поверхности изысканно и детально декорированы; разнообразные орнаментальные формы переплетаются в причудливом рисунке и словно перетекают друг в друга. Лейтмотивом служит щипцовая аркада с объемными, изгибающимися наружу ("кивающими") килевидными арками. Богатый пластический декор изображал многочисленные эпизоды из жития Девы Марии. Некогда все здесь сверкало позолотой и ярким красками. В своем первоначальном виде капелла Богоматери в Или представляла собой настоящую сокровищницу поразительной красоты, непревзойденную вершину развития “украшенного” стиля.

История архитектуры – это история средств, с помощью которых мы пытаемся навести порядок в нашем бесконечно интересном, но в то же время беспорядочном мире и понять его смысл. Все мы живём и работаем в зданиях. И нет причин отказывать любому из них – от самого скромного до самого фешенебельного – в праве воодушевлять нас хотя бы своими деталями: поворот лестницы; лучи света, рисующие на полу таинственные узоры; материалы, прохладные на ощупь даже в самый жаркий день; ритм аркады; изобретательная конструкция купола…
Архитектурные формы барокко