Русское изобразительное искусство Русский балетный театр Стили в искусстве Готика Машиностроительные построения Конспект лекций по начертательной геометрии

Изобразительное искусство Древней Греции и Рима. Греческая культура достигла своего расцвета в V в. до н.э. На развитие культуры оказало влияние древнегреческая мифология. Образы богов антропоморфны. Отличие богов от людей: боги бессмертны, вечно молодые и здоровые.

Античный театр Древней Греции. Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. История греко-римской театральной культуры охватывает не менее чем целое тысячелетие (V в. до н.э. –V в. н.э.).

Античный театр Древнего Рима Театр Римской республики (середина III в. до н.э. - конец I в. до н.э.). Превращение Рима в сильнейшее государство. Покорение Македонии (148 г. до н.э.) и Греции (146 г. до н.э.). Завершение политического объединения Средиземноморья. Восстания рабов. Гражданские войны II-I вв. до н.э. Кризис республики.

Хореографическая культура античного мира. Искусство танца Древней Греции. «Илиада» и «Одиссея» Гомера – важнейший источник информации об этом времени и самого древнего описания танцев (VIII в. до н. э. ). Танцы, посвященные культу животных: наглядно-изобразительный характер, тесная связь с песней (VIII-VI вв. до н. э.).

Изобразительное искусство западного средневековья ХII-ХV веков. Христианство, которое пришло на смену варварству, принесло огромные преобразования. Но отношение к человеку изменилось. Если античность выдвигала человека образцом всего, то теперь человек – источник греха. Возникает ощущение неуверенности, страха перед неизбежным судом. Церковь становится центром культуры.

Средневековый театр Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе и театр.

Хореографическая культура средневековья Борьба народной культуры с церковным театром. Гистрионы {385}, жонглеры, шпильманы – носители профессионального актерского мастерства. Ваганты, разнообразие жанров их искусства. Техника танца жонглеров, искусство жеста и акробатики. Преследование их церковью.

Изобразительное искусство эпохи Возрождения и барокко. Гуманизм как характерная черта искусства эпохи Возрождения в Италии. Светское вольномыслие, антиклерикальный характер произведений, обращение к античности, гуманистическое мировоззрение, культ красоты – этико-философские и эстетические основы творчества.

Русское искусство ХVII - ХVIII веков. Со второй половины ХVII в. начинается новый период в истории русской культуры, как и в истории России в целом. Начинается разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел процесс «обмирщения» культуры, т.е. придания ей светского характера, освобождения ее из-под духовной диктатуры церкви.

Театр эпохи Возрождения Гуманизм - характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения в Италии. Переворот, произведенный гуманистами в драматургии и театре: отказ от религиозной тематики, создание драматургии, рисующей борьбу земных, человеческих страстей. Синтез гуманистической культуры и традиций народного театра. Национальное своеобразие ренессансного театра в разных странах. Поздний характер развития театра по сравнению с другими видами искусств.

Рождение оперной и инструментальной музыки Эпоха Возрождения – это грандиозный расцвет пространственных изобразительных искусств. В ХVI-ХVII вв. начинается развитие серьезной музыки, то есть движения во времени. Утверждается стиль музыкального барокко {405} – мир чувственных страстей, сочетающий противоречия динамики и статики. Барокко выразило мировоззрение и духовный смысл эпохи, противоречивость эстетики и ее художественный идеал.

Хореографическая культура эпохи Возрождения Значение гуманистов в развитии ренессансной культуры. Место искусства в борьбе против феодально-церковной идеологии. Возникновение профессиональных актеров и профессионального театра. Связь ренессансного театра с народной культурой. Возникновение и эволюция жанров музыкального театра – оперы и балета.

Театр классицизма ХVII века Искусство ХVII в.: создание целостных философско-художественных систем; идея гармонического единства мира, достигнутого путем подчинения отдельной личности интересам всеобщего. Пафос само обуздания человека в искусстве барокко и классицизма. Синтетический характер барокко; тенденция к слиянию разных видов искусства; монументальность формы.

Развитие русской национальной драматургии и театра. Классицизм. Национальное своеобразие русского классицизма заключалось в значении патриотической тематики, в разработке норм русского литературного языка. Основные этапы развития русского классицизма связаны с выдающимися именами драматургов, чьи произведения стали основой репертуара формирующегося русского национального театра.

Венская классическая школа Утверждается национальная школа в Австрии, получившая название «венская классика». Расцвет симфонической музыки связан с творчеством композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Музыкальные произведения этих гениальных композиторов отражают высшую стадию развития классицизма и барокко.

Изобразительное искусство эпохи Просвещения ХVII-ХVIII веков. Расцвет национальной школы живописи в Англии. Уильям Хогарт (1697-1764) – график, живописец, теоретик искусства: трактат «Анализ красоты». Он создал серию картин «Карьера проститутки», «Карьера мота», был организатором художественных выставок. Хогарт мастер разоблачения пороков аристократии, новатор в раскрытии новых тем, сюжетов, колорита. Фигуры в его картинах лишены статичности, всегда охвачены каким-то действием (брачная церемония, игра в карты). Некоторые картины объединены в циклы, в которых есть назидательность и юмор, переходящий в сатиру: «Модный брак» и др. Он считал, что искусство должно не столько развлекать, сколько развивать разум и душу человека, исправлять мораль общества.

Европейский театр эпохи Просвещения ХVIII века Просвещение – выражение идеологической борьбы третьего сословия с феодализмом. Культ разума у просветителей; антифеодальный и антиклерикальный характер, защита естественных прав человека. Национальные особенности Просвещения в разных странах. Итоги ХVIII в. – политическая революция во Франции, промышленная – в Англии, философская и эстетическая – в Германии.

Балетный театр эпохи Просвещения ХVIII в. Эпоха Просвещения – один из значительных этапов в развитии музыкального театра. Просветители ведут борьбу за реформу в оперно-балетном театре. Они критикуют придворно-аристократический оперно-балетный театр. Тесная связь хореографов с передовыми течениями в музыке и драматическом театре способствовали реформам и превращению балетного представления в самостоятельный жанр балетного спектакля.

Реформаторы балета эпохи Просвещения ХVIII в. Теоретическое обоснование просветителями необходимости выделения балета в самостоятельный жанр искусства, реформы в области музыки, стремление актеров к драматизации сценического действия, интенсивное развитие техники танца, – предпосылка коренной реформы балетного театра, проведенной Новерром.

Европейский театр первой половины ХIХ века. Важнейшие события периода от 1789 до Парижской Коммуны 1871 г.: наполеоновские войны, национально-освободительное движение в ряде стран, Реставрация Бурбонов, революции 1830-1848 гг. и возрастающая роль пролетариата.

Русский театр первой половины ХIХ века Усиление общественного значения театра. Неуклонный рост интереса к театру, социальный состав публики, отражение вопросов театра в журналистике. Споры о путях развития русского театра, о его репертуаре. Усиление интереса к искусству актера. Борьба и взаимодействие основных литературно-театральных групп и кружков

Композиторы-романтики ХIХ века ХIХ в. – это расцвет национальных композиторских школ. В Германии – Шуман, Брамс, Вагнер; в Австрии – Шуберт; во Франции – Берлиоз, Бизе; в Италии – Россини и Верди; в Норвегии – Григ; в Польше – Шопен, Монюшко;. В Чехии – Сметана, Дворжак; в Венгрии – Лист, Эркель.

Балетный театр Франции эпохи романтизма Субъективизм творчества поэтов-романтиков, бегство от действительности, идеализация прошлого, интерес к экзотическим странам и темам, уход в сферу чистого вымысла. Они утверждают образ героя-одиночки, противопоставленного злу, царящему в общественной жизни. В.Гюго был ведущим теоретиком и писателем романтизма. Романтизм получает развитие в симфонической и оперной музыке. Танцевальные картины возникают в операх композиторов-романтиков, подготовившие почву для развития романтической балетной партитуры (оперы Д.Обера, Дж.Мейербера и др).

Русское изобразительное искусство ХI-ХVI веков.

Живопись. Домонгольский период ХI-ХII вв. – это период княжеских междуусобиц, феодальной раздробленности. Существовали существенные различия между искусством Киева, Новгорода и Владимира. Освоение византийской культуры привнесло новые элементы в развитие русской культуры, прежде всего Киева. В ХII в. усиливается рост монастырей, аскетизма, живопись становится строгой, напряженной, драматичной. Дают о себе знать первые признаки русской школы.

Время татарских нашествий – это время древнерусского примитива. Древняя Русь оказалась обособленной, лишилась возможности создавать крупные памятники, принимать у себя крупных зарубежных мастеров. В связи с этим стали творить мастера малоискусные, но по-варварски непосредственные, подкупающие «прелестью простоты и вымысла» (Пушкин о Печерском Патерике).

Объединение страны привело к возрождению достижений домонгольского периода. В домонгольском искусстве большое значение придавалось драгоценным материалам: золоту, мозаике, эмали. Это сказывалось и в живописи. Традиции раскрылись по-новому в эпоху Феофана и Рублева.

Древнерусская живопись новгородской школы ХV века. В новгородских иконах много сходства с народной поэзией, с былинами, фольклором.

В период объединения Руси особенно развивается живопись, иконопись. Отличительными чертами новгородской и псковской школы были лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника. Этот период отмечен как «золотой век» стенной живописи. Фрески художников отличались усилением психологизма, использованием пейзажа.

Трагический пафос монументального творчества связан с творчеством Феофана Грека (1340-1405). Его деятельность начиналась в Древнем Киеве, но несоответствие праздничного, пышного Киева духу художника привело к разрыву и решению переехать в Новгород. Изображение святых в ц.Спаса-Нередицы стало поворотным моментом в творчестве Феофана: он стремится подчеркнуть живые, индивидуальные черты характеров, воплощает черты прототипов – жителей Новгорода в портретах святых. Главная особенность манеры исполнения его фресковых портретов - это мятущийся, внутренний драматизм святых за счет сильных, порывистых мазков, использование основных трех цветов (охра, коричневый, белый). Московский период Феофана связан с яркими, живописными, праздничными тонами фресок, которыми украшен Архангельский собор. Сохранилась икона «Мельхиседек» {Прил.39}.

Святые Андрея Рублева (1360/70-ок.1430) живут в гармоничном мире, пронизаны добротой и спокойствием. Русские испытывали большую потребность в искусстве жизнеутверждающем, способном раскрыть гармонию мироздания. Юность художника пришлась на ту пору, когда воссияла над Русью победа Куликова поля, он видел плоды победы – всеобщий подъем, пробуждение надежд.

У Рублева решающее значение имеют пропорции, ритм, красота телесного мира, возможность через зримое приобщать человека к красоте незримой, возвышенной. Именно поэтому человечность и одухотворенность образов, совершенство формы, лирическая умиротворенность, обращение художника к неярким тонам, подчеркивающим тишину, интимную атмосферу беседы, радостное отношение к миру отличают знаменитую «Троицу» {Прил.35}. Им написаны «Страшный суд», фрески, росписи собора в Андрониковом монастыре, «Ангел» {Прил.36}. Любимый цвет голубой, который своеобразно используется во всех работах Рублева, стал символом чистоты.

Мастер Дионисий (1440-1502/03): роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, Успенского собора, Ферапонтова монастыря. Новым стало развитие жанра исторического портрета – интерес к реальным историческим лицам и событиям. Его искусство такое же возвышенное и идеальное, как и творчество Рублева. Однако Дионисий находил возвышенное не в идеальных ангельских персонажах, как Рублев, но в людях, которые, как античный хор, присутствуют у него при торжественном священнодействии. В его работах мало драматизма, красота проявляется не в простоте и ясности, как у Рублева, а в сложности и богатстве красок и форм. «Сошествие» - это не столько изведение праведников из ада, сколько явление Христа народу, победа добра над злом, торжество света над тьмой. Имя Дионисия знаменует последнюю эпоху расцвета русской живописи. Икона «Апокалипсис» - свидетельство изобразительных успехов русской живописи. Независимо от Запада она сама подходила к решению задач, которые вдохновляли тогда и мастеров Возрождения.

Органическому развитию русской школы положили конец постановления Стоглавого собора. Начиная с середины ХVI в. официальное искусство Древней Руси теряет свои достижения, теперь преобладает шаблон, усиливается ремесленничество. Канонизация образцов, мелочный контроль, нетерпимость к каждому отклонению от канонов приводит к тому, что меркнет воображение даже самых даровитых художников. Между иконами ХV в. и иконами ХVI в. имеется то же коренное различие, как между греческими оригиналами и римскими копиями.

Архитектура Древней Руси. Основным материалом в этот период было дерево. Из дерева шло строительство всех видов сооружений – жилых домов, дворцов, церквей, монастырей. В ХI в. начинается каменное строительство. Одним из первых был крупнейший памятник архитектуры Киева этого периода - Софийский собор {Прил.29}, начало которого заложено в 1037 г.: пятинефный крестово-купольный храм с 13-ью главами, окруженный одноэтажными галереями на аркадах. Стены и своды собора покрыты монументальной фресковой живописью и мозаикой с преобладанием сине-лиловых тонов на сверкающем золотом фоне. Утверждается торжественно-парадный стиль изображения, близкий образам Византии.

Новгород ХII в. связан с установлением республиканской формы правления (народное вече). Архитектура Древнего Новгорода резко отличалась от киевской. Строительство храмов осуществлялось в отдалении от города, в пространстве, связанном с природой. Скромные однокупольные храмы строились из природного камня белого цвета с шероховатой поверхностью. Золотой купол напоминал шлем воина-богатыря. Новгородское искусство стало основой, из которой выросло все русское искусство (Белинский).

Шлемовидная однокупольная, с узкими щелевидными окнами на фасадах и барабане церковь Спаса-Нередицы {Прил.30} близ Новгорода (ХII в.) стала типичной формой для последующего русского зодчества: трех частное деление - три нефа, три алтарные апсиды. Фресковая роспись с типичным колоритом: голубоватый фон, на котором выступают охристые, коричневатые и белые пятна. Церковь в Старой Ладоге (ХII в.): небольшая по размеру, кубическая по форме, фрески трех цветов покрывают стены с потолка до пола. Церковь Спаса на Ильине {Прил.31} (ХIV в.)  сохранила в себе фрагменты фресок Феофана Грека - «Ангел» {Прил.34}. В Новгороде был построен Софийский собор {Прил.38}.

Новгородский тип храмов стал характерным типом и для архитектуры города Пскова. Самая значительная - Церковь Василия на горке (ХV в.), а также строительство звонниц с подвешенными колоколами.

Крупный центр зодчества – Владимиро-Суздальское княжество. Успенский собор (1158), окруженный галереями и украшенный небольшими колоннами и арками, с хорошо сохранившейся иконописью Андрея Рублева и его фресками с изображением Страшного суда при входе под величественными сводами собора. Дмитриевский собор (1194-1197) как придворный храм, богатый по убранству: орнаментальная резьба скульптурных изображений святых, животных, птиц из белого камня. В Суздале ХV-ХVI вв. построено 40 церквей, 12 колоколен, 5 монастырей. Богатые семьи имели зимнюю и летнюю церкви.

С Церкви на Нерли {Прил.33} начинается отход от воинственного типа храма: деление на два яруса, окна узкие, но иллюзия широкого окна за счет расходящихся кругов, стены украшены резным камнем, барабан вытянут вверх, купола мягкие, округлые. Главная особенность ц. на Нерли - небольшая церковь трижды отражается в реке, что придает ей лиричность и интимный характер.

Широкое каменное строительство началось в Москве – объединительнице всех русских земель. Белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, храм Благовещения {Прил.40}. Появилось новое направление в московской архитектуре – ступенчатое расположение сводов, использование кирпича и терракоты. Монументальный и величественный златоглавый Успенский собор {Прил.32} (1470) стал центральным сооружением Кремля и всей Москвы. Архитектор Аристотель Феорованти обратился к новгородским и московским традициям, обогатил неповторимыми фресковыми росписями Андрея Рублева. Архангельский собор – усыпальница всех царей создан архитектором из Болоньи - Алевиз Новый, который использует традиции итальянского зодчества эпохи Возрождения: палаты напоминают палаццо, карниз, стены украшены пилястрами и коринфскими капителями. Но интерьер сохраняет русский стиль новгородских соборов с фресками на стенах. Грановитая палата {Прил.41}(1487-1491), стены и своды сплошь покрыты живописью.

В этот период получает распространение новое направление в зодчестве – небольшие посадские и вотчинные храмы. Первый храм шатрового типа - церковь Вознесения (1532) в селе Коломенское с пирамидальной башней. Храм Василия Блаженного {Прил.37} (1555-1561), осуществленный архитекторами Барма и Постником. Создатели проявили неисчерпаемое воображение в своем умении чередовать и сливать полуциркульные арочки с пирамидальными фронтонами, варьировать до бесконечности отдельные мотивы. Это живописное целое, объединенное в основании галереями и крыльцами, имеет 9 башенок-луковиц. Первоначально 9 серебряных куполов сочетались с розовым камнем, а в ХVII веке купола стали многоцветными, декоративными и использован национальный стиль декоративно-прикладного искусства. В отличие от других древнерусских храмов, этот утверждает радостное и мужественно-спокойное восхваление мира, воплощает народную идею о мировом порядке.

Постепенно возникают первые здания общественного и светского назначения. Спасская башня Кремля (архитектор из Англии Галловей): обращение к традициям английской готики и древнерусской архитектуры, незаметный переход от красного кирпича к белым узорам купола. Светские постройки осуществляли иностранные архитекторы Антонио Салари и Марко Руффо. В этот период возникли памятники русского литейного искусства: «Царь-пушка» и «Царь-колокол», архитектурные комплексы Москвы – Китай-город, Белый город.

Особенностью строительства жилых домов были: каменные палаты бояр, напоминающие церковную архитектуру, с перекрытиями, с тишиной, с креслом для хозяина и лавочками для приглашенных. Царская спальня была голубого цвета с веткой цветущей яблони; а официальная комната – густо-красная с использованием орнамента.


История искусства