Русское изобразительное искусство Русский балетный театр Стили в искусстве Готика Машиностроительные построения Конспект лекций по начертательной геометрии

Балетный театр Италии и Дании первой половины ХIХ в. Завершение объединения Италии (1870). Тесная связь романтизма с национально-освободительным движением. Интенсивное развитие оперного искусства. Миланский театр «Ла Скала» - центр музыкальной культуры Италии. Роль Миланской академии танца в формировании единой итальянской школы классического танца. Миланская академия танца – центр хореографического образования в Европе во второй половине ХIХ в.

Русская театр второй половины ХIХ в. Драматургия 40-50-х годов. Деятельность Н.А.Некрасова (1821-1878), его водевили и мелодрамы под псевдонимом Перепельского. «Осенняя скука» о бессмысленности, ненужности и уродливости крепостнической жизни.

Европейское изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ вв. Во второй половине ХIХ века на смену «романтической битве» приходит реализм {394} в живописи Гюстава Курбе, Франсуа Милле, Камиля Коро. Затем – группа молодых художников, совершивших переворот в мировом искусстве. На первый план выходят поклонники пленэрной живописи – импрессионисты.

Русское изобразительное искусство первой половины ХIХ века Для художественной культуры первой половины ХIХ в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей. Отход от примитивности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не только долг, становится побудительным источником его поступков.

Русское изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ веков Начиная с 60-х годов в истории русского изобразительного искусства утверждается социально-бытовой жанр. Этот жанр отражал «всеобщую, неудержимую потребность в выражении искусством всех сторон жизни» (В.В.Стасов).

Западноевропейская музыка второй половины ХIХ века Развитие оперы в ХIХ в., обновление идейного содержания, формы музыкально-сценического произведения, рождение новых жанров внутри оперы, укрепление связи между оперой и другими видами искусства.

Русские композиторы ХIХ века. Русская музыка и овладение всеми музыкальными формами, выработанными европейским искусством. Русская профессиональная музыка и освоение богатого языка народного песенного творчества. Многообразие тем и сюжетов, получивших отражение в творчестве русских композиторов. Борьба за демократическое искусство. Организация «Могучей кучки»: гражданственность, высокая идейно-воспитательная и этическая роль искусства.

Западноевропейский балетный театр второй половины ХIХ в. Кризис балетного театра этого периода. Падение французской школы, отсутствие единого ансамбля, вырождение грации и изящества в манерность и жеманство пластики. Исполнители ведущих партий на сцене Парижской оперы – итальянские балерины.

Русский балетный театр второй половины ХIХ в. Борьба прогрессивных деятелей культуры за национальный репертуар и народную тематику. Дальнейшее становление русской национальной оперы (А.Даргомыжский, А.Серов). Н.Рубинштейн и основание Московской консерватории (1863). Развитие симфонической музыки. Начало деятельности «Могучей кучки». Выставки художников-передвижников.

Русский драматический театр конца ХIХ – начала ХХ вв. Начало новой эпохи в истории русского театра. Общедемократический подъем конца 90-х и начала 900-х годов. Обострение социальных противоречий. Революционная ситуация. Революция 1905 г.

Западноевропейский театр на рубеже ХIХ–ХХ веков. Кризис буржуазной идеологии. Овладение методом критического реализма. Более позднее, сравнительно с литературой, становление этого направления в драматургии. Значение Ибсена в утверждении критического реализма в мировом театре. Зарождение натурализма.

Балетный театр на рубеже ХIХ-ХХ вв. Русская революция 1905 г. Первая мировая война. Отход от реализма в искусстве. Рождение различных модернистских течений в изобразительном искусстве, их сложность и противоречивость (П.Гоген, В.Ван-Гог, А.Матисс и др.). Развитие декадентских течений в драматургии и театре. Их влияние на хореографию.

Музыкальные стили и направления ХХ века Модернизм - одно из ведущих направлений в искусстве. Модернисты всех видов – авангардисты, додекафонисты, атоналисты и другие - «изобретатели» в музыке, обостренное внимание узкотехническим приемам. Новые идеи и новые музыкальные определения (от влияния импрессионизма в живописи): звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая (или тембральная) палитра.

Музыкальная жизнь России ХХ в Начало расцвета балета, симфонической музыки и фортепьянного исполнительства. Поиски новых форм в искусстве. Деятельность антрепренера Сергея Дягилева, и новаторское творчество композиторов И.Стравинского, С.Прокофьева, Н.Черепнина. «Русские сезоны» в Париже и Лондоне в 1907-1917 гг., представлено более 70 произведений – от русской классики до современных авторов. Творческое объединение «Мир искусства» во главе с А.Бенуа. Утверждение идеи синтеза искусств: связь с театром, музыкой, танцем, актерским исполнением, режиссурой в балетном спектакле. Рождение современного балета.

Западноевропейское изобразительное искусство ХХ века. Первая мировая война и ее влияние на развитие искусства европейских стран. Модернизм как главное художественное направление эпохи ХХ века. Авангардизм как художественное течение. Экспрессионизм в изобразительном искусстве. Футуризм – авангардистское художественное движение 10-20-х г. ХХ в. Неоклассицизм как реакция на экспрессионизм, футуризм. «Новая вещественность» в Германии. «Метафизическая живопись» в Италии.

Изобразительное искусство советского и постсоветского периода. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре 90-х г. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм

Театр западной Европы между двумя войнами. Развитие модернизма в период между двумя мировыми войнами. Рационализм и иррационализм как два типа художественного мышления и два типа отношения к действительности. Бегство от действительности, иррационализм. Протест против фашизма.

Театр США ХХ века. Между двумя войнами. Развитие «развлекательной драматургии, невысокий художественный уровень. Юджин О.Нил (1888-1953) – первый драматург США, сторонник реалистического направления первой половины ХХ в. Ранние пьесы «Анна Крсти» (1921). Экспрессионистские драмы «Косматая обезьяна» (1922), «Крылья даны всем детям человеческим» (1924). Разоблачение власти собственничества в драме «Любовь под вязами» (1924). Творческий кризис в 30-е годы. Биографическая пьеса «Долгое путешествие в ночь» (1940) и «Луна для пасынкой судьбы» (1943). Особенности творческого метода драматурга

Балетный театр между двумя мировыми войнами Поиски новых форм и нового танцевального языка. Отказ от больших сюжетных композиций, тяготение к малым формам, возникновение жанра «бессюжетного» балета. Отражение философии модернизма, создание обобщенного образа страдающего человека, переживающего сложное душевное состояние.

Рождение кино и его специфика Киноискусство – это результат изобретения волшебного фонаря, стробоскопа и фотографии. Киноискусство возникло в результате потребности человечества познать и образно отразить мир во всем его гигантском масштабе. Кинематограф превращается из ярмарочной забавы в искусство глубочайших художественных обобщений. Кино становится одним из самых массовых и важных видов искусства, имеющий свои выразительные средства и особенности.

У истоков рождения российского кино Развитие кино в России и демонстрация зарубежных фильмов. Просмотр люмьеровского фильма на Нижегородской ярмарке А.М.Горьким (1896). Показ этого фильма 4 мая 1896 г. в петербургском «Аквариуме», затем в московском «Эрмитаже». Отечественное производство фильмов и их случайный, любительский характер.

Балетный театр новейшего времени (45-80 гг.) Разнообразие, сложность и противоречивость развития балетного театра после второй мировой войны. Стремление хореографов сблизиться с современностью. Отход от академических позиций, возникновение новых балетных трупп, выдвижение новых имен балетмейстеров, стремящихся к свободе творчества.

Театр Западной Европы новейшего времени Сложный и многообразный процесс формирования драматургии и сценического искусства после второй мировой войны. Воздействие экзистенциализма и фрейдизма на драму. Абсурдизм {493} и «театр жестокости» как проявление современного модернизма.

Театр США новейшего времени Наступление реакции на демократические права. Маккартизм. Преследование прогрессивных деятелей искусства. Под влиянием кризиса в общественной жизни в театре и драматургии происходит отход от традиций социального искусства, начинается увлечение психологией на фрейдистской основе.

Современный театр России ХХ в. На смену театра актера и драматурга приходит театр режиссера – носителя комплексной идейно-художественной концепции, соединяющей воедино разрозненные доселе или объединенные стихийно элементы театра.

Балетный театр России ХХ в. С победой Октябрьской революции 1917 г. и установления Советской власти появились первые декреты и постановления, связанные с реорганизацией театров. Взгляды пролеткультовцев и вульгарных социологов на искусство хореографии идейно оказались несостоятельными. Передовая театральная общественность вступила в борьбу за сохранение классического наследия и развитие хореографического искусства. Деятельность московского и петроградского балета в первое десятилетие после Октября связана с художественной и административной перестройкой.

Балетный театр Соединенных штатов Америки. Истоки танцевального искусства в США. Танцы индейцев, исчезновение их в процессе колонизации. Английские народные танцы, исполняемые переселенцами-колонистами. Появление негритянских танцев в ХVII-ХVIII вв. с ввозом рабов из Африки. Внедрение с середины Х1Х в. ирландских танцев, привнесение в них негритянскими танцовщиками большей выразительности, ритмической четкости.

Чарли Чаплин и развитие американского кинематографа Чарли Чаплин (Чарльз Спенсер Чаплин, 1889- 1977) «Чарли-ребенок» (Эйзенштейн) сказавший немало истин. Детство и работа актером в знаменитой труппе Карно. Приглашение молодого эстрадника в кинофирму «Кистоун» родоначальником американской кинокомедии Мак-Сеннетом.

Творчество современных кинорежиссеров Италии и Швеции Италия. Расцвет немого кино (1914). Неореализм 40-60-х годов. Идейные и художественные принципы направления. Фильмы Роберто Росселлини (1906-1977) – основоположника неореализма. Его фильмы «Рим – открытый город», «Пайза» (1942).

Современный кинематограф Франции и Японии. Франция. Первые звуковые фильмы появились в 1929-1933 гг. Сразу определились основные направления и стилистические особенности французского кино.

Творчество кинорежиссеров советского и постсоветского периода Антифашистская тематика фильмов послевоенной поры: «Сорок первый» и «Баллада о солдате» Прил.231 Г.Чухрая с В.Ивашовым. Новые черты в фильмах на военную тематику: отсутствие батальных сцен, лишь длинная военная дорога в тыл, к матери, но атмосфера войны есть.

Русский музыкальный авангардизм Щедрин Родион Константинович (р.1932). Его творчество связано с началом пути композитора-«шестидесятника», времен хрущевской «оттепели».

Путь авангардистского театра в России Исследователи современного театра отмечают неоднородность малых театров, возникших на волне «перестройки». Это движение произошло «снизу», а не «сверху», как обычно было принято в советской России.

Балетный постмодерн в России и на Западе конца ХХ столетия. В США обогащение танца «модерн» происходит за счет использования опыта классической школы, обращение к национальному плясовому фольклору, его своеобразная интерпретация. Отход от камерной формы и моноисполнения к большим развернутым композициям. Обогащение выразительных средств и лексики классического танца за счет экспрессивности, эмоциональной насыщенности, свободы выражения, заимствованного от танца «модерн».

Русский балетный театр первой половины ХIХ в.

Гражданская политическая проблематика в трагедиях Н.Озерова и др. Преобладание классицистской манеры игры в драматическом искусстве Е.Семеновой и А.Яковлева. Возрождение в русском балете интереса к мифологическим сюжетам, античной пластике, костюмам (туника, сандалии).

И.Вальберх (1766-1819) {457} – первый русский педагог и балетмейстер. Мифологические балеты начального творчества - «Орфей» (1795) и постепенный переход к балетам сентиментального и пасторального характера – «Новый Вертер» (1799), «Поль и Виргиния» (1810). Он стремился создать сложные сюжетные балеты – «Бланка, или Брак из отмщения» (1803), многоактные пантомимные балеты на историческую тему, пытался передать колорит эпохи. Использовал сюжеты известных произведений мировой литературы – «Ромео и Юлия».

Патриотические балеты Вальберха. В 1810 г. он откликнулся на события Отечественной войны и ставит балет «Новая героиня, или Женщина-казак», в которой раскрывается история о героическом кавалере – корнете Александрове, оказавшимся на самом деле Надеждой Дуровой. Успех был необыкновенный. Через месяц балет был показан и в Москве. Вальберх ставил и патриотические дивертисменты. В этом помогал ему Огюст Пуаро, всю жизнь посвятивший русскому балету, а лучшей исполнительницей была Е.Колосова. В честь победы на Бородине в 1812 г. – «Любовь к Отечеству». В 1814 – возникает новая тематика его балетов – «Русский деревенский праздник», «Русские в Германии, или Следствие любви к Отечеству», «Казак в Лондоне», «Праздник в стане союзных армий при Монмартре», «Торжество России, или Русские в Париже» и др. Здесь он развивает традиции русского народного танца, утверждает жанр комического балета. Иногда он включал диалог, песни.

Вальберх развил балетные принципы Новерра. Его сентиментальные балеты утверждали содержательный и правдивый балет, основанный на национальном материале. Использовал разнообразные выразительные средства – слово, пение, условную жестикуляцию, титры, что сближало балеты с действительностью.

  Деятельность Ш.Л.Дидло в России. Первый классицистский период (1801-1812). Постановка мифологических балетов «Аполлон и Дафна» (1802), «Амур и Психея» (1809) с использованием сценических эффектов, машинерии. Первый выпуск его учеников в Петербургской балетной школе – А.Глушковский, М.Иконина, А.Новицкая, М.Данилова.

Романтический период Дидло (1816-1829). Разработка новой тематики и жанров балетных спектаклей: сказочные «Роланд и Моргана», комические «Молодая молочница, или Нисета и Лука», драматические «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники», «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов». Роль драматической пантомимы в раскрытии сюжета и создании характеров. Развитие принципов действенного танца, обогащение хореографического языка, использование сценических эффектов, разнообразие приемов. Новая плеяда учеников Дидло – А.Истомина, А.Новицкая, Е.Колосова, Е.Телешова, Н.Гольц и др.

Лучшие роли Истоминой (1799-1848) {458}: Черкешенка («Кавказский пленник»), Лиза («Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность» Ш.Дидло), Луиза («Дезертир»), Инеса («Инеса де Кастро») и др. Во всех танцах она была прежде всего русская классическая танцовщица. Мимический дар, эмоциональность придавали особую выразительность и убедительность ее исполнению, способствовали утверждению романтических традиций в хореографическом искусстве. А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» несколькими штрихами характеризует творческое своеобразие Истоминой. Ее называют первой русской Терпсихорой.

Новые тенденции в романтическом балетном искусстве - тяготение к лирическому психологизму. В этом большую роль сыграли длительные гастроли Ф.Тальони и М.Тальони. Выступления в балете «Сильфида» (1832) и других спектаклях с участием знаменитой балерины.

Ф.Гюллень-Сор (1805-1850) утверждает новые принципы романтического балета на московской сцене: «Сандрильона» (1825), «Фенелла» (1835), «Влюбленная баядерка» (1836), «Сильфида» (1837). Ее содружество с композиторами Д.Обером, А.Алябьевым, А.Варламовым. Неоценима ее роль в росте профессионализма московской труппы.

Ж.Перро в Петербурге (1848-1859) ставит «Жизель» с русскими исполнительницами Е.Андреяновой (1819-1857) в Петербурге и Е.Санковской (1816-1878) в Москве. А также «Своенравная жена» (1852), «Корсар» (1856). В творчестве танцовщиц раскрылись наиболее полно новые тенденции русского романтизма в хореографии {459}.

Гастроли Ф.Эльслер в Москве. Ее жизнерадостное творчество характерной танцовщицы и демократические вкусы московских зрителей совпали. Эсмеральда, Лиза, Жизель-крестьянка (1 акт) получили высокую оценку русских критиков.

Творчество композитора М.И.Глинки (1804-1857) по-своему оказало существенное влияние на развитие русского балета.

Танцевальная музыка М. И. Глинки – автора двух опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Он явился основоположником национально-характерной традиции решения танцевальных эпизодов в опере. Танцы логично дополняли и развивали действие оперы: второй акт «Ивана Сусанина» принято называть «польским», т.к. построен на одних польских танцах – полонез с хором, краковяк, мазурка, которые характеризуют шляхетский дом Марины Мнишек. В 1842 г. состоялась премьера оперы в Большом театре, где впервые выступали характерные танцовщики и прежде всего талантливое исполнение Н.А.Пешкова. В третьем акте оперы «Руслан и Людмила» есть сцена «Чудодейство Наины» - танцы решаются средствами классического танца, а в четвертом акте – «Замок Черномора» - сюита из характерных танцев. Все это было ново и самобытно не только для оперы, но и для хореографии. Однако адекватного воплощения на сцене они не получили: слишком необычные творческие задачи ставил композитор перед хореографами и исполнителями – создание национального стиля, национальной образности.

Этот опыт получил дальнейшее развитие, продолжен в опере А.Бородина «Князь Игорь» - половецкие пляски, поставленный Л.Ивановым, а также в операх «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Алеко» С.Рахманинова. Русские композиторы разрабатывали принцип симфонизма в танце. Эту реформу осуществил прежде всего Чайковский в балете «Лебединое озеро» и А.Глазунов в балете «Раймонда».

В 60-х г. Сен-Леон в эпоху кризиса русского балета пытается поставить балет по сказке П.Ершова «Конек-Горбунок». Премьера состоялась в 1864 г. Однако спектакль способствовал появлению На русской сцене сусального псевдорусского стиля, вызвавшего возмущение передовой части русского общества. Балет оказался пышным, ярким, насыщенным характерными танцами зрелищем, лишенный сатирической остроты и единства.

Ответом на петербургский балет был спектакль в Москве «Папоротник, или Ночь Ивана Купала» на муз. Ю.Гербера. Его поставил балетмейстер и танцовщик Сергей Петрович Соколов (1830-1893). Он отказался от стилизации и построил спектакль на этнографическом материале, действие шести сцен происходит в деревне, а седьмая в фантастическом мире и построена на классическом танце. Это поэтическое поверье народа о цветении папоротника. Деревенский колдун помогает бедному герою попасть в подземное царство Гения папоротника, найти клад и вернуться в деревню и жениться на любимой девушке. Принципиальное значение имело умелое использование национальных танцев, а танец «Камаринская» - самая удачная постановка, публика всегда просила повторить. Свои поиски Соколов продолжил в следующих балетах «Цыганский табор» и «Последний день жатвы», в которых использовал цыганские и французские пляски.

В 60-е годы блистали Марфа Муравьева, Прасковья Лебедева, Василий Гельцер, Ольга Николаева.


История искусства