Основные понятия и категории информатики Macromedia Flash Технологии web-дизайна Конструкторская графика

Macromedia Flash

Стандарт Flash был разработан компанией Macromedia в 1996 году. Основное назначение данной технологии — создание высококачественной интерактивной анимации, которую можно представлять при относительно небольшом размере итогового файла. С помощью Macromedia Flash web-мастер имеет возможность изготавливать красочные анимационные заставки, определенные элементы которых могут «реагировать» на движения мыши, а также встроенные в web-страницы мини-игры, озвученные мультипликационные клипы и многое другое. Другими словами, Macromedia Flash способна практически на все, что доступно при применении Java, и даже больше.

Одним из основных отличий Macromedia Flash от всех остальных существующих ныне web-технологий является то, что это единственный стандарт, позволяющий работать не только с растровой графикой, но и с векторной. Помимо этого текст импортируется в среду Flash не как растровое изображение, а именно как текст, в котором один символ кодируется одним байтом информации, что является серьезным оружием в борьбе с излишним объемом результирующих файлов. Немаловажно, что во Flash имеется возможность воспроизведения музыки и звуков в формате МРЗ.

Для создания документов, подготовленных согласно данному стандарту, компания Macromedia выпустила специальную объектно-ориентированную среду разработчика в виде стандартного 32-разрядного приложения Microsoft Windows.Благодаря этому собственно процесс программирования при подготовке интерактивных элементов Flash и анимации сведен к минимуму: пользователю достаточно создать новый проект в удобной и дружественной среде, для чего необходимо лишь разобраться в принципах работы программного пакета и уметь обращаться с мышью, — по окончании работы программа встроит созданные объекты в документ HTML автоматически.

В среду Flash интегрирован специальный язык программирования, немного похожий на Java, но более простой в изучении. Написанные с его помощью программные модули импортируются в документ как апплеты и вставляются в нужный кадр анимации, где должно произойти динамическое изменение изображения. С помощью специального редактора можно написать небольшую программку, управляющую проигрыванием клипа, создать элементы, поддающиеся индивидуальным настройкам посетителями сайта, генерировать заставку с несколькими вариантами продолжения. Способов реализации этой возможности существует множество, но все-таки, чтобы использовать всю мощь встроенного языка, необходимо иметь определенный опыт в программировании. Механизм технологии Macromedia Flash достаточно прост: в общем случае подготовленные разработчиком интерактивные элементы и анимация превращаются в интерпретируемый код, который импортируется в страницу HTML. Для того чтобы клиентский броузер мог распознать объекты Flash, необходимо проинсталлировать на компьютере пользователя специальную надстройку кброузеру (plug-in), которая носит название Macromedia Flash Player. Эта про- грамма распространяется бесплатно фирмой-разработчиком данной технологии. Пользовательский броузер, сталкиваясь с документом в формате Flash, как правило, сам связывается с соответствующим узлом, после чего начинает загрузку и установку Flash Player в автоматическом режиме. Проигрыватель Flash уже интегрирован в броузеры Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator. Другие броузеры, к сожалению, не уме- ют распознавать данный стандарт, в чем и заключается его основной недостаток.

DHTML

DHTML (Dynamic Hyper Text Markup Language, динамический язык разметки гипертекста) является расширением стандарта HTML и позволяет создавать web-страницы, включающие такие интерактивные элементы, как движущийся фон, расположенный под статичным содержимым документа, движущиеся объекты, выпадающие меню, кнопки, подсвечивающиеся при наведении курсорамыши, анимацию, бегущие титры и многое другое. По большому счету DHTML представляет собой «среднее арифметическое» между технологиями HTML и JavaScript. Этот стандарт использует простые сценарии, подготовленные с по- мощью интерпретируемого макроязыка, обрабатываемого броузером совместно с кодом HTML. Такие сценарии именуются «скриплетами». Для создания скриплетов используются стандартные расширения DHTML и любой макроязык, поддерживающий директивы интерфейса ActiveX. DHTML распознается броузерами Microsoft Internet Explorer, начиная с версии 4.0 ивыше.

XHTML и XML

XML (Extensible Markup Language, расширяемый язык разметки) является принципиально новым стандартом, предложенным в 2000 году создателем языка HTML — консорциумом World Wide Web Consortium (W3C). Это новейшая технология изготовления web-страниц, и ее окончательная спецификация $ настоящий момент еще находится в стадии разработки. По структуре XML представляет собой не собственно язык разметки гипертекста, а так называемый метаязык, предназначенный для описания других языков более низкого уровня. В свою очередь XHTML (Extensible Hypertext Markup Language, расширя емый язык разметки гипертекста) представляет собой промежуточный вариант между XML и HTML 4.O. Именно за счет его широкого применения W3C планирует осуществить постепенный переход от одного стандарта к другому. В спецификацию XHTML заложен принцип обратной совместимости. Иными словами, владельцам web-сайтов, страницы которых выполнены по технологии HTML 4.0или более ранних версий, не придется как-либо изменять формат опубликованных в Интернете документов: все дополнения и расширения нового языка полностью включают в себя предыдущие стандарты.

XML и XHTML значительно расширяют возможности HTML и позволяют web-мастерам использовать практически весь заложенный в современный Интернет потенциал на сто процентов, в первую очередь в сфере электронной коммерции. Поскольку XHTML подразумевает модульную архитектуру построения электронных документов, данный стандарт позволяет создавать механизмы взаимодействия с нетрадиционными для Интернета устройствами, такими как факсы, сотовые телефоны и телевизоры. По мнению аналитиков, в не столь отдаленном будущем XML станет основным стандартом во Всемирной сети, посте- пенно включив в себя большинство других использующихся ныне форматов. Читателям, заинтересовавшимся какой-либо из описанных выше web-технологий, рекомендую обратиться к справочным материалам, опубликованным в Интернете, либо к специализированной литературе, например, книгам издетельства «Питер»: С. Палмер, «VBScript и ActiveX: библиотека программиста»; Дж. Бранденбау, «JavaScript: сборник рецептов для профессионалов»; С. Холзнер, «PERL: специальный справочник»; Р. Дарнелл, «JavaScript: справочник»; А. Хоумер, К. Улмен, «Dynamic HTML: справочник»; Сандра Э. Эдди, «XML: справочник»; С. Джерол, «Секреты разработки Web-приложений на Visual BASIC 5».

Web-хостинг

Хостинг — наука сложная. На первый взгляд кажется, что самый тяжелый и трудоемкий этап в процессе создания персональной домашней странички или web-сайта — это написание кода и рисование графики. Увы, как только нанесены последние косметические штрихи и проведены заключительные «предстартовые испытания» на локальном компьютере и страничка наконец готова предстать перед требовательными взорами публики, неминуемо возникает вопрос о размещении ее в Интернете. Разумеется, подойти к этой проблеме следует со всей серьезностью: от того, где именно будет опубликован результат вашего творчества, зависит и посещаемость страницы, и те возможности, которые вы сможете на ней реализовать. Поэтому подумать о хостинге следует заранее, еще до того, как вы возьметесь за разработку страниц, и не просто подумать, а остановиться на каком-то одном варианте, исходя из своих потребностей и реальных объемов бюджета.

ПРИМЕЧАНИЕ Web-хостингом, или просто хостингом, называется размещение web-страниц в сети Интернет на заранее арендованном дисковом пространстве какого-либо сервера. При этом под хостингом подразумевается не публикация web-страницы, а именно аренда такого дискового пространства.

Как ни странно, для того чтобы опубликовать собственный web-сайт, существуют всего четыре реально осуществимых пути. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Их мы и рассмотрим в данном разделе книги.

Путь первый. Бесплатный хостинг

Как гласит известная народная мудрость о сыре и мышеловках, никто ничего и никогда не предлагает абсолютно даром. В полной мере эта философская сентенция справедлива и для Интернета. Поэтому устоявшееся определение «бесплатный хостинг», на мой взгляд, правильнее было бы заменить термином «условно-бесплатный».

Итак, существует определенное количество фирм, которые предлагают пользователем Всемирной сети определенный объем дискового пространства для размещения web-страниц, не требуя за это денег. Никаких ограничений на содержание сайтов, как правило, не накладывается, а коммерческая направленность страниц иногда даже и приветствуется. В некоторых случаях контент (смысловое содержимое вашего ресурса) должен соответствовать лишь ряду общепринятых в Интернете положений: отсутствие порнографии, материалов, напрямую нарушающих международное законодательство, например, об авторском праве, и откровенных призывов к насилию. Все, что не запрещено, — разрешено. Новый пользователь подобных услуг регистрируется непосредственно на предлагающем хостинг сервере в режиме on-line путем заполнения незатейливой формы с анкетными данными, проверять которые все равно никто не станет. После этого пользователь получает по электронной почте подтверждение регистрации, а также логин и пароль. Все, можно приступать к публикации страницы.

Первый вопрос, который обычно возникает в связи с самим фактом существования такого рода служб, — а для чего, собственно, Коммерческие компании занимаются подобным альтруизмом? Ответ прост: альтруизмом здесь и не пахнет, поскольку в каждую страницу вашего сайта владельцы сервера вставят рекламу, за счет показа которой они и получают прибыль. Причем часто рекламный баннер выводится на экран не отдельным окном, а непосредственно в верхней части страницы, что может негативно повлиять на ее дизайн. Если откровенная реклама отсутствует, адрес вашей электронной почты, скорее всего, будет включен в список рассылки какого-нибудь спам агентства.

ПРИМЕЧАНИЕ Баннером называют рекламное изображение фиксированного размера, как правило, содержащее анимацию, которое выполняет роль гиперссылки на тот или иной ресурс Интернета. Существуют основывающиеся на технологии CGI алгоритмы, позволяющие демонстрировать произвольную или заданную последовательность рекламных баннеров на удаленной web-странице.

Более того, если web-мастер решил использовать, на своем сайте какие-либо CGI-скрипты, в частности доску объявлений, чат, систему автоматического по- иска или гостевую книгу, в большинстве случаев от этой затеи придется отказаться. Почти каждый сервер может предложить вам стандартный набор подобных программ, включающий все упомянутые элементы, но такие скрипты практически не поддаются индивидуальной настройке, либо возможности на- стройки очень ограничены. Использование же CGI, написанных самим пользователем или позаимствованных с серверов freeware, не допускается. И еще один немаловажный недостаток условно-бесплатного хостинга. Все адреса служб, предлагающих подобного рода услуги, обычно широко известны пользователям Интернета, поэтому публиковать там страницы коммерческих организаций считается дурным тоном: если фирма не может разместить свой сайт на платном сервере, значит, у нее нет денег. Иными словами, эта компания ненадежна. Поэтому бесплатная публикация хороша для индивидуальных домашних страничек, а также для некоммерческих организаций и обществ, которые не очень заботятся о собственном имидже. Имена, назначаемые сайтам службами бесплатного хостинга, тоже довольно жуткие на вид, выглядят они приблизительно так: http://www.members.имя_сервера.соm/~ваше_имя. Счастливым исключением являются лишь, пожалуй, службы webjump и newmail.ru. Во всех остальных случаях страничке можно назначить www-псевдоним, воспользовавшись системами da.ru, null.ru или им подобным.

ПРИМЕЧАНИЕ WWW-псевдонимом называют короткий адрес URL, назначаемый специальными серверами странице или сайту с более длинным адресом того же стандарта. Как правило, данная услуга является условно-бесплатной.

Тем не менее такой подход тоже широко известен публике, и виртуальное представительство фирмы, URL которой зарегистрирован в бесплатной зоне, обычно вызывает лишь снисходительную улыбку. Следует учесть также и то, что ни один сервер бесплатного хостинга не несет ответственности за качество предоставляемых им услуг, а некоторые поисковые машины не индексируют странички, размещенные на таких серверах. В табл.1 приведен список наиболее популярных в Интернете служб бесплатного хостинга с кратким описанием предлагаемых ими условий размещения страничек.

Условия публикации web-страниц, как правило, представлены непосредственно на серверах, предлагающих данную услугу. Помимо дискового пространства многие подобные службы предлагают пользователю также бесплатный почтовый ящик (служба «Новая почта» — целых три), некоторые к тому же создают для вашего ресурса полноценный домен третьего уровня, вида http://www.your_site.server.com или .ru. Среди таких служб можно перечислить ХООМ, Webjump, Agava и «Новая почта». Причем последняя регистрирует целых три домена (два из них пользователь может назначить любым вложенным директориям своего ресурса) и, в отличие от своих «конкурентов», не настаивает на включении в состав ваших web-страниц какой-либо посторонней рекламы.

Для примера назовем медицину (компьютерная томография), научные исследования (визуализация строения вещества, векторных полей и других данных), моделирование тканей и одежды, опытно-конструкторские разработки. В зависимости от способа формирования изображений компьютерную графику принято подразделять на растровую, векторную и фрактальную.
Технологии web-дизайна